Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы правопонимания являются в теории права своего рода «вечными». При этом стремление определить суть права, вывить смысл подобного общественного явления, каким является право, проследить в нем отдельные закономерности отмечаются уже не одно столетие, так как данные эти вопросы в определенном объеме и аспекту волновали общество в различные периоды его жизнедеятельности. При этом интерес к феномену права показывают и профессиональные юристы, и иные представители гуманитарной сферы, к примеру, это социологи и философы. В этом плане во многом доминирующего в настоящее время направлением правовой мысли – выступает юридический позитивизм.
Следует указать, что юридический позитивизм являет собой одно из ведущих направлений в рамках современной теории права, связанного с изучением весьма широкого круга теоретико-правовых проблем. Представители обозначенного направления принимают участие во многих весьма значимых теоретико-правовых дискуссий, наиболее самой острой из которых выступает полемика с естественно-правовой философией. Однако одновременно с этим многие положения юридического позитивизма вызывают у исследователей и критическое отношение. Это и обуславливает актуальность рассмотрение темы «Критика юридического позитивизма».
В данной работе будет реализованы следующие задачи:
1) рассмотрена Критика юридического позитивизма с точки зрения различных школ правопонимания;
2) прослежена критика современного юридического позитивизма в системе позитивного права;
3) проанализирована критика юридического позитивизма Р. Дворкина.
1.Критика юридического позитивизма с точки зрения различных школ правопонимания
Юридический позитивизм подвергался критике разными школами правопониания
1. Главными недостатками юридического позитивизма с точки зрения естественно-правового типа правопонимания являются следующие:
1) отождествление позитивистами права и закона, приводящее к волеустановленному характеру права. Это, в свою очередь, способствует изменчивость, а также ограниченность действия и субъективизм права в целом (то есть холистское мировоззрение юснатуралистов не способно допустить разделения юридической и объективной «реальностей», а также отсутствие связи, утверждаемое позитивизмом, для юснатуралистов равносильно отсутствию легитимности подобного позитивного права);
2) так как для юснатурализма право, в первую очередь, являет собой неразрывное единство в сознании идей и объективного мира, то большинство естественно-правовых концепций выражаются на языке ценностей (то есть первичными в праве являются вовсе не нормы, а именно принципы и идеи), истинное право не может являться только инструментом, механизмом, служащим разным ценностям, ведь основа права, – это ценности, и поэтому позитивное право, которое создается публичной властью, в глазах юснатуралистов не характеризуется как подлинное. Их также не устраивает воспринимаемый ценностный волюнтаризм, характерный для государственной власти .
2. С позиции социологического типа правопонимания главными недостатками юридического позитивизма являются следующие:
1) так как право для социологической школы – это исключительно то, что функционирует реально в социальной действительности, то именно юридическому позитивизму характерно игнорирование социальной легитимации права. Однако общеобязательность права без нее своего рода «повисает в воздухе». Для того, чтобы право действовало, а также воспринималось его непосредственными адресатами в качестве общеобязательного, оно в обязательном порядке должно являться признанным обществом в качестве необходимым, ценностно оправданным, а также общезначимое (иными словами, социально легитимным). Однако в этом отношении юридический позитивизм практически полностью игнорирует имеющую место проблему ценностного признания правовых правил поведения обществом. В том случае, если для позитивистов функциональность позитивного права исходит непосредственно из акта официального установления (то есть из правотворческой процедуры), то позиция «социологов» прослеживается в том, что право функционально только начиная с момента его действия именно в общественных отношениях. Иными словами, правовой отдельная норма становится тогда, когда в ею в действительности происходит определение поведения определенных субъектов.
Следует указать, что у «социологов» отношение к ценностному «нигилизму» несколько иное, чем у юснатуралистов. В этом случае ценности юснатуралистов являются абсолютными и происходят из объективного устройства мироздания. В свою очередь ценности «социологов» в культурно-историческом измерении являются относительными, то есть социологическая школа не желает верить в исторически неизменное, а также культурно инвариантное существующее объективно право. Это их отличает от юснатурализма;
2) с позиции «социологов» позитивисты излишне сужают право, тем самым его сводя только к официальным нормативам. Они в юридическом позитивизме практически игнорируется существующий реально плюрализм права – на территории одного государства вместе с системой официального права действует также обычное, церковное
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булыгин, Е.В. К проблеме объективности права / Е.В. Булыгин // Проблемы философии права. – 2005. – Т. III. – № 1-2. – С. 7-13
2. Касаткин, С.Н. Учение о правовых принципах и критика позитивизма в работах «раннего» Р. Дворкина / С.Н. Касаткин / Вестн. Самарск. гуманитар. акад. Сер. «Право». 2018. – № 1. – С. 67 - 71.
3. Касаткин, С.Н. Юридический позитивизм в англо-американской правовой мысли. Концепция Герберта Харта / С.Н. Касаткин // Юридический позитивизм и конкуренция теорий права: история и современность: Материалы VI Междунар. науч.-практич/ конференции. – Иваново, 2012. – С. 298-320.
4. Краевский, А.А. Чистое учение о праве и современный юридический позитивизм / А.А. Краевский // Правоведение. – 2015. – № 2. – С. 88-125.
5. Кравиц, В. Пересмотр понятия права: директивы и нормы с точки зрения нового правового реализма / В. Кравиц // Рос. ежегодник теории права. – 2008. – № 1. – С. 433-445.
6. Лайтер, Б. За пределами спора Харта и Дворкина: о методологической проблеме в юриспруденции / Б. Лайтер // Российский ежегодник теории права. – 2009. – № 2. – С. 116-151.
7. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – M, 2014. – 344 с.
8. Новгородцев, П.И. Историческая школа юристов / П.И. Новгородцев. – СПб., 1999. – 192 с.
9. Пищулин, А.В. Юридический позитивизм в современном правопонимании: автореф. дис. … канд. юридич. наук / А.В. Пищулин. – М. 2010. – 24 с.
10. Росс, А. Валидность и конфликт между правовым позитивизмом и естественным правом / А. Росс // Рос. ежегодник теории права. – 2009. – № 2. – С. 458-473.
11. Фуллер, Л.Л. Позитивизм и верность праву: Ответ профессору Харту / Л.Л. Фуллер // Правоведение. – 2005. – № 6. – С. 125–159.
12. Харт, Г.Л.А. Позитивизм и разграничение права и морали / Г.Л.А. Харт // Правоведение. – 2005. – № 5. – С. 104–136.