Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
«Книга ремесел» (Livre des metiers) Этьена Буало является одним из наиболее ценных источников не только по истории парижского ремесла XIII века, но и средневекового цехового строя вообще.
Эта регламентация цеховых порядков, была составлена между 1261 и 1270 гг. при Этьене Буало, который занимал должность парижского прево с 1258 года. Порядки, записанные в этом своде, гораздо старше XIII в., поэтому этот источник ценен и для изучения цеховых порядков более раннего времени.
«Книга ремесел» описывает сотни ремесленных цехов Парижа середины XIII в. Для типичного средневекового города сто цехов - это чрезвычайно большая цифра, однако, в Париже того времени цехов было даже больше. Все это свидетельствует о том, что в Париже процесс разделения труда зашел очень далеко, цеховая система была сильно развита.
Во времена Людовика IX в связи с его реформами был составлен большой сборник, состоящий из трех разделов: «первый - запись статутов, регламентирующих цеховые порядки в Париже, второй - запись поборов, поступавших в казну с парижской торговли; третья часть представляет собой перечень привилегий сеньориальных юстиции на некоторых землях в Париже и в округе».
Однако 27 октября 1737 года сгорела первая часть сборника - «Первая книга ремесел». Именно тот оригинальный список статутов, сделанный при Этьене Буало. Старейший из сохранившихся списков (рукопись Национальной библиотеки в издании Деппена) дал начало последующим изданиям. В нем имеются многочисленные вставки и исправления к тексту 100 статутов, а также дополнения их другими статьями и статутами. Более поздние сохранившиеся списки или содержат неполный текст, или написаны менее архаичным языком. Последующие издания имеют много недостатков, так как «рукописная традиция текста недостаточно изучена» .
А из этого можно сделать вывод, что Париж XIII века - огромный по размерам город с очень высоким уровнем населения и активной торговлей.
«Книга ремёсел и торговли города Парижа» — первая подробная запись порядков, существовавших в ряде цехов Парижа в середине XIII в. Запись цеховых порядков была произведена с целью регистрации уже сложившихся норм.
В кодексе описано 100 ремёсел, но количество цехов в Париже на тот момент было бо́льшим. Уставы некоторых из них были записаны в конце ХIII — начале ХIV в. Париж предстаёт перед нами как город с многочисленным населением и очень дифференцированным ремеслом. В ряде случаев очень ясно выражена весьма узкая специализация отдельных цехов (особенно в области обработки металлов, кожевенного дела и др.).
Столь дробная дифференциация ремесел была невозможна в типичном (т.е. сравнительно небольшом) средневековом городе. Вместе с тем по богатству сведений и по уровню развития у цеховой системы описанную в источнике картину можно назвать классической.
К сожалению, не представляется возможным описать левобережную часть Парижа, так как о ней совсем нет данных в источнике, ни слова не указано про университет, про школы и церкви, которые располагались там. Поэтому слой интеллигенции XIII века нет возможности изучить вообще по этому источнику, а духовенство и церковь - совсем мало.
Статут I
В этом статуте говорится о булочниках
в пределах Парижского округа
Статут № 1 регламентирует деятельность булочников. Не случайно именно с этих ремесленников начинается «Парижское законодательство». Как и во все времена, в средневековом городе хлеб был основным, можно сказать – «стратегическим продуктом». В первом статуте говорится о том, что «никто не может быть булочником в пределах Парижского округа, если он не купил у короля ремесло, исключая тех, кто живет в Сен-Марселе, в Сен-Жермен-де-Пре вне стен Парижа, или на старой земле св. Женевьевы, или на земле капитула Парижской богоматери, расположенной в Гарлянд».
Не сложно заметить, что король, с одной стороны, полностью брал под свой контроль всю деятельность ремесленников-булочников, со стороны другой, своим законом он ограждал парижских производителей хлебобулочных изделий от конкуренции заезжих торговцев.
Во всём тексте «Книги ремёсел» часто встречается такая единица измерения, как «обан». В «Книге» даётся и определение: «Обан - название одной из кутюм, по которой было издавна установлено, что всякий, кто будет платить обан, будет более свободен и будет платить меньше поборов и кутюм с товаров своего ремесла, чем тот, кто не будет платить обана. Было издавна установлено, что плательщик обана вносит мюид вина, а потом добрый король Филипп заменил этот мюид вина 6 пар. су из-за спора, который случился между бедными плательщиками обана и виночерпиями короля, взимавшими обан от имени короля».
В статуте речь идёт и о правилах торговли в праздничные дни: «Никто из булочников не должен печь 9 в воскресенье, ни в рождество, ни на следующий, ни на третий день после рождества, но на четвертый день он может печь ..., не может печь в день крещенья, в день сретения господня, в дни божьей матери, в середине августа и в сентябре ...».
Король Филипп также постановил, чтобы «никто из людей, не проживающих в парижском округе, не мог привозить сам или посредством других хлеб для продажи в Париже, кроме как по субботам, потому что булочники, живущие в Париже, должны платить талью, нести королевский караул и платить королю ежегодно 9 су и 3 обола, как обана, так и кутюмы, если только он [булочник] не освобожден от этого королем».
Показать больше