Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любящий ближе к божеству, чем любимый,
ибо из этих двоих только в нем живет Бог.
Сократ говорил: «Познай себя и ты познаешь весь мир». Современная страсть к познанию, горизонты которого раз за разом отодвигаются на все более необозримые расстояния, принуждает нас как и прежде обращаться к словам великого грека, подчеркивающим, что момент самоопределения и самопознания, осознание того, что представляет собой человек, как он видит себя и какое место занимает в мире, все еще является первостепенным и одним из самых важных. Об этом же говорил и русский религиозный философ Н.Бердяев, указывая на высокую актуальность самопознания, как для каждого человека, так и для всего человечества, поскольку только оно помогает осмыслить драму человеческого бытия, а также угрожающие тенденции развития современного общества.
Произведение искусства, обращаясь к бессознательному и воссоздавая мир в целостных и типичных картинах, несет в себе общечеловеческое содержание, которое не утрачивает значения с течением времени, обретая новые измерения и трактовки, а художественные формы, заново осмысляемые в каждую эпоху, как и заключенные в них общечеловеческие ценности, продолжают волновать во все времена.
Такими стали произведения русского писателя Александра Ивановича Куприна. Они нашли отражение русской души.
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
1. Определить духовное значение, суть и символизм сюжетов и идей в творчестве писателя.
2.Определить основные категории представлений человека о себе в его книгах.
3.Рассмотреть как идеи взаимосвязи смерти и любви, всепрощения в воплощении повседневности преломляется в художественном творчестве писателя.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: исторический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций и гуманистических взглядов культуры, сравнительный – сравнения культуры и временных эпох.
В ходе написания контрольной работы были использованы литературные, учебные и справочные издания, общий анализ которых приводится в конце первой главы исследования.
Практическая база исследования состоит в том, что ее материалы можно использовать в преподавании культурологии в вузе на практических занятиях в рамках изучения – истории мировой литературы
Структура контрольной работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. А.И. Куприн. Проблематика прозы
1.1. Нравственно-социальная проблематика в прозе А.И. Куприна
Почему введение контрольной работы начинается с того, о чем говорят философы? Потому что их высказывания, как и их произведения уместны во все времена, так как это бессмертные произведения, которые внесли огромный вклад в литературу. Если в дальнейшем разговор о литературе, то хотелось отметить, что литература – это всегда призма, призма жизни, устоев, поэтому через книги всегда можно было проследить за проблемами в стране.
В этом смысле выбранная тема, - «Нравственно-социальная проблематика в прозе А.И. Куприна» является вполне уместной, а вернее сказать удачной, так как благодаря произведениям Куприна и его основным книгам, выбранных в контрольной работе: «Поединок», «Белый пудель», «Молох» где через именно эти книги можно проследить идеи культуры его творчества, что для него имело значение не только как для писателя, но и человека. В этих произведениях заложены глубинные основы культуры России того периода, он сумел выразить самые животрепещущие темы для человека. Ведь, когда его читаешь, когда берешь книгу в руки не задумываешься потом о том, что с героями не только не можешь расстаться, но и не хочешь, так как они стали частью себя и частью своего сердца. Это очень важно для писателя обладать таким сильным языком, что произошло именно то чудо, когда настолько становишься увлеченным в чтении, что понимаешь, что перед тобой лежит шедевр на все времена. Его богатый литературный язык, словно обволакивает тебя, погружая в книжный мир, и он становится для тебя родным, а для хорошей книги гениально, так как сейчас очень мало книг, которые смогли бы так увлечь.
Тем самым хотелось бы ограничить проблематику вопроса хронологическими рамками той эпохи, в которой жил непосредственно наш писатель (1870-1938) не заостряя внимания на ее особенностях в рамках тех или иных европейских государств, поскольку нас интересуют не национальные черты, а общие для всей европейской ментальности идеи. А также привлечь определенное внимание в такой теме вопроса, как литературные тенденции в России того периода. Избранная тема позволит одновременно обратиться к наследию культуры, и рассмотреть каким образом преломляются в нем христианские представления о семье, человеке, любви и смерти, о всепрощении и Боге. У Тургенева есть удачное выражение, которое характеризует данную ситуацию: «существо, решающееся с такой отвагой признаться в своем ничтожестве, тем самым возвышается до того фантастического существа, игрушкой которого оно себя считает. И это божество есть тоже творение его руки».
7 сентября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна (1870-1938) – признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей, одного из самых талантливых русских прозаиков. Большой природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение тогдашней действительности определили широкий общественный резонанс произведений Куприна и сделали его имя выдающимся в русской литературе. Великие писатели земли русской ценили талант Куприна за меткую, истинно русскую речь, за простоту и свободу повествования, за преданность живой жизни. «У него настоящий, прекрасный настоящий талант» - говорил Л.Н. Толстой. Чехов назвал имя Куприна рядом с М. Горьким и Л. Андреевым, заметив, что они «останутся в истории литературы».[1, c.128]
Не щедрый на похвалы современникам И. Бунин восторженно говорил о многих рассказах Куприна, восхищался их «разнообразными достоинствами… тем, что преобладает в них: свободой, силой, яркостью повествований, его метким и без излишества щедрым языком…». «Человек пришёл в мир для безмерной свободы творчества и счастья» — эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придёт время, когда все люди будут счастливы.
1.2. А. И. Куприн «Молох»
А.И.Куприна включены такие признанные шедевры, как «Молох», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Суламифь». Каждый из них- одно из лучших в мировой литературе произведений о любви. «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте…выражается индивидуальность. Но в любви…»- размышлял Куприн в одном из писем. В свое время он сказал о Гамсуне, «истинном поэте любви и природы», слова, которыми в полной мере можно описать и творчество самого Куприна: «…это восторженная молитва красоте мира, бесконечная благодарность сердца за радость существования, но также и гимн перед страшным и прекрасным лицом бога любви»