Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Индивидом является человек, взятый как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс». Личностью называется социальная трактовка индивида, которая включает в себя обретение им совокупности социокультурных ролей и связанная с набором ценностных ориентаций.
Личность связана с врожденными качествами человека, развитыми и приобретенными в обществе. Это также и совокупность знаний, навыков, ценностей, целей. Когда мы говорим об индивидуальности, то предполагаем культурологическое видение индивида, при котором акцент делается на неповторимость, оригинальность, незаменимость индивида. Итак, человек представляет собой социально-биологическое существо. Человека изучают и биология, и социология, и педагогика, и пр. Человек рождается и его можно рассматривать как биологическое существо, в процессе социализации происходит его второе рождение. У человека также есть душа, и здесь можно говорить о человеке с точки зрения психологии.
Целью данной работы является рассмотрение концепции личности в зарубежной и отечественной психологии.
Задачи:
- описать психогенетический подход к личности;
- рассмотреть разные трактовки понимания «личности» в зарубежной и отечественной концепциях.
1 Личность: психогенетический подход
Тема изучения относительного влияния факторов наследственности и среды на индивидуальные и психологические свойства человека, на его темперамент и личность – важный вопрос. И хотя современные ученые говорят о совместном влиянии генов и факторов окружающей среды на формирование индивидуальных черт, взаимодействие их представляется неоднозначным . В термин «личность», как правило, входят те свойства индивида, которые принимают во внимание стойкие эмоциональные, поведенческие паттерны. Индивидуальные различия в предиспозициях поведения (чертах личности) являются стабильными процессами, которые равно проявляются в онтогенезе. Значит, они могут быть итогом взаимодействия вариаций генов с факторами среды. Поиск генетических основ черт личности начал усиленно развиваться в психогенетике до генотипирования, в дополнение к стратегии изучения лиц с расстройствами психики. Сейчас является признанным, что личностные черты характеризуются наследуемым компонентом и вариация качеств личности на 30-60 процентов интерпретируется влияниями генетики. Выводы экспериментов психогенетики, которые говорят о высокой наследуемости (до 60 %) качеств личности, инициировали поиск определенных генов-кандидатов. Но попытки понять влияние генетики на уровне молекул, которые были начаты в 1990 годы при помощи ассоциативного метода генетических маркеров с личностностными чертами, оценёнными при помощи вопросников, оказались трудно верифицируемыми . Начальным моментом в исследовании генетического компонента черт личности является анализ вариантов геномов, которые оказывают влияние на работу нейространсмиттерных мозговых структур (генов), которые кодируют ферменты, транспортеры и рецепторы моноаминергических систем, так как несколько теорий личности говорят о биохимической основе для основных черт.
2 Различные трактовки понятия «личность»: отечественная концепция
Рассмотрим различные трактовки понятия «личность». В современной психологии нет однозначного и общепринятого понятия «личности». Д. А. Леонтьев отмечает, что специфическое содержание личности пытались дифференцировать разные авторы, в разное время. А. Н. Леонтьев полагал, что исследования личности не могут сводиться только с анализу процессов психики. Это не удивительно, так как личность определяется другими видами явлений психики, в первую очередь – ее свойствами, состояниями.
Концепция личности Б. Г. Ананьева
Б. Г. Ананьев полагал, что общность важнейших характеристик индивида и их сложная комбинация – это основа личности. Взаимосвязи этих характеристика всегда разнообразны. Например, темперамент – это не характеристика конкретного органа (его реактивности) и конкретных клеток . Этот феномен – общий для всей структуры. Человек приходит в этот мир как существо, имеющее социально-генетическую основу. Его индивидные характеристики уже подготовлены к социально-историческому образу жизни социума. На ранних ступенях онтогенеза они не представляют собой фактор личностного развития в ходе совместной деятельности. Они – «безличная предпосылка» личностного развития, которая трансформируется в процессе жизни. Но они – фактор личностного развития. Индивидные характеристики трансформируются в зависимости от социального образа жизни, порой трансформируясь из предпосылок развития личности в итог этого развития.
Темперамент и задатки – это не характеристики личности. Это не ее фундамент. Они характеризуют формально-динамические аспекты личностного поведения и влияют на становление личности. Индивидные характеристики трансформируются в условиях социального и исторического образа жизни социума. Темперамент – это устойчивая совокупность индивидуальных психофизических свойств личности, связанных не с содержательными, а с динамическими аспектами деятельности. Характер - это совокупность наиболее устойчивых психических свойств, которые определяют типичный способ поведения человека и проявляются в его отношении к обществу, к коллективу, к другим людям и к самому себе. Поведение - внешне наблюдаемая двигательная активность человека. Это целенаправленная система последовательно выполняемых действий, которые осуществляют практический контакт организма с окружающей средой. Характер указывает на такие особенности человека, по которым он отличается от других людей, и по которым можно предсказать поведение человека. Черты характера могут как положительно, так и отрицательно влиять на поведение человека. Они выступают как устойчивые и глубокие мотивы поведения. Например, если человек альтруист, то эта черта побуждает его к определенному поведению. Характер играет важную роль в жизни человека. Характер человека проявляется в его поступках, поведении, деятельности. Так, например, в работе проявляются различные черты характера (целеустремленность, трудолюбие, волевые и моральные качества и др.) Писатели часто раскрывают черты характера литературных героев через их отношение к труду. Один и тот же человек может по-разному проявлять себя в разных видах труда, в зависимости от условий труда и от своего отношения к нему. В интересном и творческом труде человек может быть инициативным, настойчивым, а в работе, которую человек выполняет лишь по необходимости, - вялым, пассивным.
Рисунок 1 – Соотношение понятия «индивид», «субъект», «личность» (Б. Г. Ананьев)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — 339 с
2) Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
3) Балл Г. А., Мединцев В. А. Личность как модус культуры и как интегративное качество лица // Мир психологии. – 2010. – № 4. – С. 167–178.
4) Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья: сборник // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000
5) Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
6) Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : В 6 т. – Т 1. Вопросы теории и истории психологии. – М. : Педагогика, 1982.
7) Казанцева А. В. Молекулярно-генетические исследования свойств личности: от анализа генов кандидатов к результатам полногеномных анализов ассоциаций. – Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2016.
8) Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов // Классификация личностей. Психология индивидуальных различий: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – СПб.: Речь, 2000. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.
9) Колесникова Л. И. Гены нейромедиаторных систем и психоэмоциональные свойства человека: серотонинергическая система // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2011. – № 5 (81). – С. 213.
10) Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
11) Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.
12) См. Майерс, Д. Социальная психология. — СПб. : Питер, 2014//https://www.litmir.me/br/?b=217858&p=1
13) Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с
14) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Изд. группа «Прогресс»; «Универс», 1994. – 480 с
15) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 608 с.