Фрагмент для ознакомления
2
ТЕМА ПРОЕКТА: «Социальное партнёрство школы и семьи»
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЕКТА: И.И.Иванова – директор, С.С.Сидорова – заместитель директора по воспитательной работе.
ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОЕКТА: администрация и педагогический коллектив МБОУ СОШ №2 города Иваново.
СОИСПОЛНИТЕЛИ ПРОЕКТА: Управляющий совет школы, родители как социальные партнёры, общественные организации.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 5 лет – 2020-2025гг.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: основная школа
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенция о правах ребёнка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»,
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения,
Устав и локальные акты МБОУ СОШ №2 города Иваново.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» развитие личности является одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребёнка социальных и государственных институтов.
Современные исследователи этой проблемы отмечают неконструктивизм в практике работы школы преобладают, где преобладают формально-административный и просветительский подходы, которые слабо ориентированы на развитие субъектности семьи, актуализацию ее потенциала.
С другой стороны наблюдается тенденция снижения воспитательного потенциала семьи и необходимость ее педагогической поддержки на уровне школы. На наш взгляд, школе сейчас нужно смотреть на семью не сквозь призму воспитательных проблем, которые она привыкла решать, а с точки зрения воспитательного ресурса, который многими школами либо недооценивается, либо рассматривается лишь как финансово-материальный. В то же время, информационный, интеллектуальный, социальный, трудовой и профессиональный родительские ресурсы могут быть актуализированы школой и направлены на решение проблем жизнедеятельности ребенка в образовательной среде школы.
В новых социокультурных условиях взаимодействие школы и семьи может осуществляться на основе партнерских отношений. Целью такого партнерства является интеграция родителей в педагогический процесс путем создание необходимых и достаточных условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Задачами социального партнерства при этом встают:
-установление партнерских отношений с семьями учащихся;
- определение ценностных ориентиров совместной деятельности и путей их достижения;
-привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса и управление жизнедеятельностью школы;
-научно-методическое и информационное сопровождение психолого-педагогического обучения родителей с целью повышения их компетентности;
-проведение диагностических и маркетинговых исследований с целью определения образовательных запросов и удовлетворения образовательных потребностей родителей и учащихся.
Педагогическим коллективам школ сейчас важно овладеть технологиями проектирования модели партнерского взаимодействия с семьей и включения родителей в построение социального партнерства.
Социальная значимость проекта:
- Осуществление взаимодействия образования и местного сообщества.
- Выявление инновационных ресурсов и инициативы, обеспеченность их сопровождение и интегрирование в образовательный процесс.
- Совершенствование системы управления школой через развитие общественных форм управления и гражданской активности.
- Создание насыщенного образовательного пространства.
-Содействие развитию учебной, исследовательской, проектной деятельности участников образовательного процесса.
- Создание системы общественного оценивания учреждения
Гипотеза: социальное партнёрство в образовании может выступать как фактор социализации личности школьника в том случае, если определена некоторая совокупность условий, реализация которых расширит пространство социализации школьников за счёт выявления и использования взаимовыгодных связей школы с родителями, а также с различными учреждениями, заинтересованными в развитии образования.
3. МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
4. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА
И ЕЁ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей упор делается на следующие принципы:
- Принцип партнерств и содружества семьи и школы, закрепляющий статус семьи как равного партнера предполагающий взаимную ответственность сторон и открывающий ей возможности в различных сферах жизнедеятельности.
-Принцип гуманистической направленности через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношения к нему, как к будущему человеческому интеллектуальному потенциалу государства.
-Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, открывающий ребенку дверь в мировую культуру.
- Принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей), который предлагает сотворчество педагогов - детей -родителей - общества.
- Принцип преемственности и межпоколенных связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского высокого менталитета.
- Принцип системности. Через системный подход к организации жизнедеятельности детей, обеспечить целостность становления личности ребенка и обеспечить комплексность воспитания.
- Принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьей, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.
- Принцип научности: поиск нового содержания, форм и методов развития семейного воспитания в направлении наиболее полного формирования и реализации комплекса личностных, общечеловеческих и национальных ценностей каждого участника, как ребенка, так и педагога.
Требованиями и правилами организации партнерства школы и семьи, соблюдение которых должно способствовать повышению эффективности этого процесса на сегодня является:
-социально-педагогическое партнерство педагогов и родителей, объединивших свои усилия для достижения общей цели воспитания - формирование морально-духовной жизненно компетентной личности, которая успешно самореализуется в социуме как гражданин, семьянин, профессионал;
-единство действий педагогов и родителей как основных субъектов учебно-воспитательного процесса;
-укрепление и развитие контактов между педагогами и родителями по изучению психологии ребенка и его поведения;
-постоянный диалог как форма отношений между педагогами и родителями, основой которой является сознательное принятие школьных требований и правил родителями, а также уважительное отношение педагогов к мыслями и предложений родителей;
-гуманизация межличностных отношений, предупреждение конфликтных ситуаций и оптимизация взаимоотношений между основными субъектами учебно-воспитательного процесса - педагогами и родителями, в основе которых - толерантность, понимание, соучастие, открытость, добровольность, способность к взаимодействию;
- постоянное, разностороннее и глубокое изучение семьи;
-системная организация обучения родителей, повышение уровня их психолого-педагогических знаний и компетентности, разнообразия форм и методов педагогического просвещения.
Партнерство в системе "семья-школа" - вид социального партнерства, которое представляет собой форму взаимодействия, объединенную общими целевыми установками педагогического характера, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания, социализации ребенка, способствует построению поля совместной деятельности педагогов, родителей, общественности в интересах детей.
Эффективное партнерство возможно при сформированности у родителей готовности к взаимодействию со школой на паритетных началах, с опорой на понимание того, какую деятельность лучше выполнит школа, а какую - семья.
Показателями готовности родителей к взаимодействию являются:
- положительное отношение к педагогическому коллективу и своему участию в жизнедеятельности школы;
- желание посещать обязательные мероприятия для родителей;
- заинтересованность в делах детей, класса, школы;
- способность осуществлять конструктивное общение и взаимодействие с педагогами и администрацией школы;
- видение своего места и роли во взаимодействии со школой.