Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Счетная палата РФ – постоянно действующий орган независимого государственного финансового контроля (аудита), деятельность которой осуществляется согласно Конституции РФ и соответствующего Федерального закона.
Действия этого государственного органа направлены на контроль расходования бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и федеральной собственности, оценку эффективности использования федеральных ресурсов. Одной из приоритетных задач Счетной палаты является борьба с коррупцией.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ
Счетная палата в соответствии со ст.101-103 Конституции РФ создается Советом Федерации и Государственной Думой на паритетных началах для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Государственная Дума назначает Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, Совет Федерации назначает заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Счетная палата является органом финансового контроля Российской Федерации, действующим на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) "О Счетной палате Российской Федерации" [3].
Правовые основы и статус СП определяются Конституцией РФ. Идея создания органа, контролирующего финансовую деятельность государства, принадлежит Петру I. В 1718 году была организована Камер-коллегия, контролировавшая казенные сборы и некоторые отрасли государственного хозяйства. В СССР функции контроля выполняла Рабоче-крестьянская инспекция, Комиссия Советского Контроля СССР, Комитет народного контроля.
В 1991 году учредили должность главного госинспектора РСФСР и Контрольно-Счётную Палату РСФСР. Счетная Палата (СП) в нынешнем виде создалась на основе Конституции РФ 1993 года. С этого момента стали открываться областные и региональные отделения СП.
Счетная палата образовывается Государственной Думой и Советом Федерации.
Основная функции Счетной палаты – контроль выполнения федерального бюджета. При этом, Совет Федерации имеет право назначать заместителя Председателя СП и половину состава ее аудиторов. Государственная Дума, обладает правом назначать и освобождать от должности Председателя СП и назначает вторую половину аудиторов. Структурно Счетная палата состоит из коллегии и аппарата. Коллегия курирует вопросы организации работ, заслушивает отчеты и сообщения.
Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995. Законом установлено, что Совет Федерации и Дума назначают по 6 аудиторов. Срок полномочий аудитора - 6 лет, но он может быть досрочно освобожден от должности соответственно Советом Федерации или Государственной Думой нового созыва двумя третями голосов (с 2004 или 2005 - простым большинством голосов) не раньше чем через полгода после начала работы нового созыва парламента [3].
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты. По данным "Общей газеты" за сентябрь 1997, в штате Счетной палаты работают 542 человека. Государственная Дума назначила председателя Счетной палаты 17 января 1994. Совет Федерации назначил заместителя председателя 18 января 1995. 7 апреля 1995 Государственная Дума назначила 6 аудиторов (от фракций АПР, ВР, КПРФ, ЛДПР, ПРЕС, НРП). Совет Федерации назначил одного аудитора 18 января 1995, еще четырех 11 апреля 1995 и одного 23 мая 1995.
Аудиторы Счетной палаты РФ – двенадцать должностных лиц, половина которых формируется Государственной Думой РФ, а другая половина Советом Федерации РФ и возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, объединенных общим назначением. Та или иная область деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, назначается Коллегией Счетной палаты РФ. Свободная должность аудитора должна быть замещена в течение двух недель.
Требования к кандидатуре аудитора предъявляются аналогичные как Председателю и Заместителю председателя Счетной палаты. Аудиторы наделены правом присутствовать на заседаниях палат Федерального собрания РФ, их комитетов и комиссий, а также иных государственных органов.
2.АНАЛИЗ РОЛИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Счетная палата РФ – постоянно действующий орган независимого государственного финансового контроля (аудита), деятельность которой осуществляется согласно Конституции РФ и соответствующего Федерального закона.
Действия этого государственного органа направлены на контроль расходования бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и федеральной собственности, оценку эффективности использования федеральных ресурсов. Одной из приоритетных задач Счетной палаты является борьба с коррупцией.
Согласно действующего законодательства, Счетная палата обладает определенной независимостью. Сотрудники этого контролирующего органа вправе проводить проверки на всех государственных учреждениях, федеральных внебюджетных фондах и органах местного самоуправления.
Основные задачи Счетной палаты в бюджетном процессе РФ заключаются в следующем [3]:
• Проведение антикоррупционных мероприятий;
• Контроль за эффективным использованием бюджетных средств;
• Финансовые экспертизы проектов, предусматривающих расходы федерального бюджета;
• Контроль за движением средств федерального бюджета в Центробанке и других кредитно-финансовых учреждениях.
• Предоставление Совету Федерации и Государственной Думе РФ отчетов о проделанной работе.
• Оценка доходности различных статей федерального бюджета;
• Выявление и анализ отклонений от установленных показателей федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Деятельность Счетной палаты можно разделить на три вида [7]:
- экспертно-аналитическая - экспертиза проектов федерального бюджета и федеральных программ, выявление и анализ различных отклонений и нарушений при расходе средств федерального бюджета;
-контрольно-ревизионная - организация проверок и ревизий различных статей бюджета, фондов и государственных учреждений;
-информационная - составление и публикация различной отчетной документации
По результатам проведенных проверок, в случае выявления правонарушений, Счетная палата передает соответствующие документы в правоохранительные органы.
За свою деятельность Счетная палата отчитывается перед Советом Федерации и Государственной Думой. Отчет в эти государственные органы предоставляется ежегодно. Кроме этого, каждый квартал Счетная палата предоставляет отчет Правительству РФ о ходе выполнения программ федерального бюджета.
За свою двадцатилетнюю историю Счетная палата Российской Федерации провела более 9 000 проверок и ревизий, в результате которых были выявлены нарушения на сумму более 4.5 трлн. рублей. По материалам, предоставленным в правоохранительные органы, было заведено более 1 700 уголовных дел.
Проанализируем бюджетную политику России в период с 2013-2015 гг. и осветим роль Счетной Палаты в учете и контроле бюджетных процессов в стране.
Федеральный бюджет РФ на 2013-2015 гг. был направлен на повышение уровня жизни населения и повышение всех обязательств перед гражданами страны на поддержание стратегических инновационных отраслей народного хозяйства, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны [10].
В связи с произошедшими изменениями в Бюджетном Кодексе РФ произошло изменение структуры доходов в части их разделения на доходы от нефтегазового и ненефтегазового сектора. В структуру нефтегазовых доходов были включены доходы от налогов на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимала 1/3 долю от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствовало об общей надежности поступлений. Необходимость регулирования Счетной Палатой данного показателя заключалась в создании специального режима управления показателем, который был направлен на обеспечение макроэкономической стабильности в стране в долгосрочной перспективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Счетная палата является органом финансового контроля Российской Федерации, действующим на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) "О Счетной палате Российской Федерации".
Основная функции Счетной палаты – контроль выполнения федерального бюджета. При этом, Совет Федерации имеет право назначать заместителя Председателя СП и половину состава ее аудиторов. Государственная Дума, обладает правом назначать и освобождать от должности Председателя СП и назначает вторую половину аудиторов. Структурно Счетная палата состоит из коллегии и аппарата. Коллегия курирует вопросы организации работ, заслушивает отчеты и сообщения.
Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном Федеральным законом порядке стандартами Счетной палаты.
.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) "О Счетной палате Российской Федерации"
4. Заключение Счетной Палаты РФ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 гг.»
5. Афанасьева С.А. Некоторые особенности организации и деятельности Счетной Палаты РФ// Юридические науки. - №3. – 2016. – с.44-51.
6. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] : учебник для бакалавров / [Л. Д. Андросова [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляка. - Москва : Проспект, 2014. - 438 с.
7. Иванова Р.Г. К вопросу правового регулирования Счетной палаты Российской Федерации// Инновационная наука. - №1. – 2016 г.
8. Пешкова, Х. В. Бюджетное устройство России [Электронный ресурс] : монография / Х. В. Пешкова. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 176 с. http://znanium.com/go.php?id=432578
9. Об обеспечении полномочий Счетной Палаты РФ. URL: https://www.audar-urist.ru/articles/150/shetnaya-palata
10. Министерство финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/
11. Счетная Палата РФ. URL: http://www.ach.gov.ru/