Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий: перцептивную сторону общения (восприятие и понимание коммуникатора), коммуникативную сторону общения (обмен информацией), интерактивную сторону общения (выработка единой стратегии взаимодействия). Неповторимость каждой личности предполагает многообразие форм и средств ее проявления в общении, а следовательно – возникновение разнообразных проблем и барьеров, препятствующих продуктивной коммуникации.
Целью нашей работы является изучение общения как социально-психологической проблемы.
Задачи:
- анализ возможных проблем в перцептивном общении;
- анализ возможных проблем в коммуникативном общении;
- анализ возможных проблем в интерактивном общении.
Объект изучения – общение.
Предмет изучения – общение как социально-психологическая проблема.
Методы исследования – анализ учебной и научной литературы (обобщение, сравнение, классификация, абстрагирование).
Работа состоит из теоретической части, включающей введение, три параграфа, заключение и список использованной литературы, и практической части, включающей решение задач по организации общения.
1. Возможные проблемы в перцептивном общении
Социальная перцепция (термин появился в 1947 г. в трудах Дж. Брунера) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и др. В отечественной психологии проблемы социальной перцепции в разные периоды разрабатывали Г.М. Андреева, В.С. Агеев, А.К. Болотова, Ю.С. Жуков, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Л.А. Петровская и др. [1; 2; 7; 8; 9]
А.С. Фомиченко представляет структуру межличностного восприятия, которую мы выразили графически на рисунке 1. [10]
Рисунок 1. Структура межличностного восприятия
К социально-перцептивным механизмам понимания, интерпретирования и оценивания людьми друг друга относят:
- восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта,
- восприятие внутреннего облика объекта, т. е. набора его социально-психологических характеристик, что осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации. [1]
Эмпатию мы трактуем как понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Проецирование – это неосознанное наделение другого человека собственными мотивами, приписывание ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать. Идентификацию мы определяем как понимание и интерпретацию другой личности через отождествление себя с ним. Рефлексия – это понимание другого путем размышления за него. Стереотипизацию можно определить как восприятие и оценку другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Атрибуция – трактуется в атрибутивных теориях как процесс межличностного познания, который сводится к стремлению людей построить определенную систему интерпретации поведения друг друга, в частности его причин, и в результате появляется субъективное суждение о причинности поведения другого. [4]
А.А. Реан выделяет шесть групп социально-перцептивных стереотипов: антропологические, этнонациональные, социальностатусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие. [9]
Существуют различные барьеры (проблемы) восприятия:
- эффект новизны, выражаемый в переоценивании психологических качеств тех людей, которые превосходят воспринимающего по какому-то параметру и в недооценивании психологических качеств тех людей, которых воспринимающий превосходит по какому-либо параметру. Причем, превосходство фиксируется по какому-то одному качеству, а переоценка или недооценка происходит по многим качествам;
- эффект ореола, при котором информация, получаемая о человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее;
- эффект стереотипизации, формирование упрощенного представления о человеке по стереотипу, т.е. схематизированному образу человека или явления, который позволяет воспринимать шаблонно, согласно своим представлениям и ожиданиям.
Таким образом, восприятие личностью других людей, самих себя, групп, социальных общностей является результатом огромной обобщающей работы познающего объект восприятия индивида.
К барьерам восприятия можно отнести эффект новизны, эффект ореола, эффект стереотипизации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеев В.С., Андреева Г.М. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии // Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 13-26.
2. Болотова А.К., Жуков Ю.С., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 327 c.
3. Джиоева О.Ф. Коммуникативные трудности в общении // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-3. С. 334-340.
4. Сухачева К.С. Социально-психологический феномен межличностных отношений // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. № 14. С. 54-60.
5. Долженков В.Н. Характерные черты и особенности интерактивной модели коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3-2 (81). С 307-309.
6. Муравьева О.И. Уровни общения и основные коммуникативные стратегии // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17. С. 7-12.
7. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев : Лыбидь, 1990. 191 с.
8. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг: избранные труды. М.: Смысл, 2007. 691 с.
9. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
10. Фомиченко А.С. Особенности социальной перцепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 2 (202). С. 17-20.
11. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 216-227.
12. Шепель, В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: управленческая гуманиторология. М. : Финансы и статистика, 1992. 237 с.