Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие и источники международного процессуального права
Международное процессуальное право - это совокупность принципов и норм, регулирующих международную процедурно-процессуальную деятельность субъектов международного права, прежде всего государств и международных межправительственных организаций, а также в определенных случаях частных лиц, в различных сферах международного общения.
Оно пронизывает все сферы международно-правового регулирования, организуя нормотворческие, учредительные и правореализационные действия. Международные процессуальные нормы взаимосвязаны с национальной процессуальной регламентацией, прежде всего в правоприменительной сфере .
Источники международного процессуального права разнообразны и включают такие формы закрепления международных процессуальных норм, как международные договоры, акты международных организаций и акты международных правоприменителей, которые можно условно рассматривать как одну из разновидностей актов международных организаций.
К первой группе источников можно отнести многосторонние международные договоры (как универсальные, так и региональные), которые определяют порядок создания и деятельности международных организаций, судебных органов, процессуальные аспекты нормообразования и контрольной деятельности.
Таковы, например, Устав ООН и Статут Международного Суда , Венская конвенция о праве международных договоров , Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод , Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ и многие другие.
Вторая группа источников регламентирует вопросы процедуры международных организаций, порядок создания и деятельности отдельных специализированных международных судов и включает, в частности, Правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН от 17 ноября 1947 г. , Устав Международного трибунала по Руанде, утвержденный резолюцией Совета Безопасности ООН от 8 ноября 1994 г.
Третья группа источников фиксирует правила внутренней организации и процедуры международных судов; данные акты являются более гибкими, чем международные договоры, - изменения вносятся на пленарных заседаниях судов, правила могут быть модифицированы при разрешении конкретного спора. Такие акты имеют различные названия - правила процедуры (например, ЕСПЧ от 16 января 2012 г. ).
Обратим внимание, что системная оценка международного процессуального права имеет дискуссионный характер. Спектр мнений варьируется от категорического вывода об отсутствии признания международного процессуального права в качестве отрасли международного права до оценки международного процессуального права как подсистемы международного права наряду с материальным международным правом.
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе развития международного права, можно вести разговор о ряде процессуальных отраслей, например международном уголовном процессуальном, международном гражданском процессуальном праве, праве международных договоров, и блоков процессуальных норм в отдельных материальных отраслях, например праве международных организаций, праве вооруженных конфликтов, которые входят в состав единого правового комплекса «международное процессуальное право».
2. Деятельность Трибунала по бывшей Югославии: порядок рассмотрения дел
После распада Югославии, проходившего на фоне ожесточенной гражданской войны, в мае 1993 года в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН было принято решение о создании Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ или Гаагский трибунал). Этот суд является структурным подразделением ООН, созданным для расследования преступлений против человечности и геноцида, которые были совершены во время войн в Югославии в 1991-2001 годах. Нередко выносимые им решения имеют неоднозначно воспринимаемый большой общественный и политический резонанс в мире .
Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц, которые совершали или отдавали приказ о совершении серьезных нарушений положений Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., а именно следующих действий, направленных против лиц или имущества, пользующихся защитой положений соответствующей Женевской конвенции: а) умышленное убийство; б) пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; в) умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья или нанесение ущерба здоровью; г) незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью; д) принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; е) умышленное лишение прав военнопленного или гражданского лица на беспрепятственное и нормальное судопроизводство; ж) незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица; з) взятие гражданских лиц в качестве заложников.
Международный трибунал полномочен подвергать судебному преследованию лиц, нарушающих законы и обычаи войны. Эти нарушения включают, в частности, такие деяния: применение отравляющих веществ или других видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий; бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень, либо разделение, не оправданное военной необходимостью; нападение на незащищенные города, деревни, жилища или здания либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств.
Трибунал полномочен осуществлять судебное преследование лиц, совершающих геноцид.
Трибунал полномочен также осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за следующие преступления, когда они совершаются в ходе вооруженного конфликта международного или внутреннего характера и направлены против любого гражданского населения: убийство; истребление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму, пытки; изнасилование; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам; другие бесчеловечные акты.
Юрисдикция Трибунала распространяется на физических лиц. Его юрисдикция имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. На любом этапе судебного разбирательства Трибунал может официально просить национальные суды передать ему производство по делу.
Трибунал состоит из следующих органов: камер, включающих две Судебные камеры и Апелляционную камеру; обвинителя и Секретариата.
Обвинитель отвечает за расследование дел и обвинение лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1 января 1991 г.
Обвинитель начинает расследование ex officio (по должности) или на основе информации, полученной из любого источника, прежде всего от правительств, органов ООН, межправительственных и неправительственных организаций. Он оценивает полученную или найденную информацию и принимает решение в отношении того, достаточно ли оснований для разбирательства. Если будет установлено, что имеются основания prima facie (на первый взгляд) для судебного разбирательства, обвинитель составляет обвинительное заключение, в котором кратко излагаются факты преступлений или преступления, в совершении которых обвиняется в соответствии с Уставом Трибунала обвиняемый. Обвинительное заключение направляется судье Судебной камеры.
Судья Судебной камеры, которому было направлено обвинительное заключение, рассматривает его. Если он убедится в том, что обвинитель выявил обоснования prima facie для судебного разбирательства, он утверждает обвинительное заключение. Если он не убедится в этом, обвинительное заключение отклоняется.
Организационная работа по процессуальному оформлению и регистрации документов возложена на Секретаря (правило 33 Правил процедуры). Перед вступлением на должность он зачитывает декларацию, в которой указывается на то, что он обязуется исполнять свои обязанности честно и добросовестно, следовать положениям Статута и Правил процедуры и доказывания (правило 32 Правил процедуры).
Судебные камеры обеспечивают справедливое и оперативное судебное разбирательство, и осуществление судопроизводства при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защиты жертв и свидетелей. Слушания должны быть публичными, если только Судебная камера не примет решения о проведении закрытого разбирательства.