Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Экономическое стимулирование - объективная необходимость и одновременно, неотъемлемая форма функционирования производства. Оттого, как построена система экономических стимулов, во многом зависит эффективность и результативность реального сектора экономики.
Применительно к сфере природоохранной деятельности экономическое стимулирование означает существование в рамках экономического механизма защиты окружающей среды системы экономических рычагов и инструментов, направленных на обеспечение проведения единой экономической политики в области защиты окружающей среды. Создание эффективно функционирующего механизма экономического стимулирования в сфере природоохранной деятельности представляет собой сложную проблему.
1 Сущность, значение, методы эколого-экономического стимулирования
Для создания эффективной системы стимулирования в России необходимо иметь четкое понимание категории «экономический стимул». Существуют различные толкования понятия «стимул». Понятие «стимул» (на лат. stimulus) дословно означает «остроконечная палка, с помощью которой погоняют животных». Стимул – это то, что вызывает заинтересованность в совершении каких-либо действий. Согласно экономическому словарю стимул это побудительная причина, побуждение к действию. В свою очередь процесс стимулирования означает побуждение к действию; быть побудительной причиной; поощрять. Под экономическим стимулированием понимается экономическое побуждение, то есть применение материальных стимулов для того, чтобы те, на кого направлено стимулирование (покупатели, производители), вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, которые применяют стимулирование.
Экономическое стимулирование – составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окр среды. Эколого-экономическое стимулирование включает:
- Налогооблажение.
- Финансово-кредитный механизм (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование).
- Ценовую политику(использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен мна первичные ресурсы и конечную продукцию).
- Государственная поддержка предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительное приборы, а также фирм, выполняющих работы и услуги экологического назначения.
- Создание системы экологической сертификации.
- Формирование рынка работ и услуг экологического назначения.
- Проведение политики торговли правами на загрязнение.
- Введениие ускоренной амортизации основных средств природоохранного назначения.
- Лицензирование использования природных ресурсов.
Исрользуют 2 метода эколого-экономическое стимулирования: позитивная мотивация и негативная мотивация, т.е. меры заинтересованности и меоры ответственности, их использование зависит от законодательства, экономической оценки выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятий.
В РФ эколого-экономическое стимулирования осуществляется в основном:
Путем предоставления физ. и юр. лицам налоговых и иных льгот при введении малоотходных и безотходных ресурсо- и энергосберегающих технологий, и тд.
Путем установления повышенных норм амортизации основных средств
В нашей стране используются следующие методы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды:
1) платность природопользования (экологический налог);
2) освобождение от налога на недвижимость сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки;
3) льготирование налогообложения прибыли;
4) льготное кредитование мероприятий по энергосбережению;
5) предоставление денежных средств в виде беспроцентных займов и прямого бюджетного финансирования;
6) ускоренная амортизация природоохранных фондов;
7) выплата вознаграждений лицам, вскрывшим браконьерство, при этом на вознаграждение направляется 50% средств, полученных от взыскания штрафов;
8) премирование работников предприятий за рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
2 Зарубежный опыт эколого-экономического регулирования
В последние годы в ряде стран (Франции, Швеции, Нидерландах, Великобритании) получила распространение модифицированная форма экологических лицензий — сертификаты на использование окружающей среды (так называемые зеленые сертификаты). Они являются инструментом экологической политики, который сочетает методы прямого административного регулирования с достоинствами рынка. Сертификаты выпускаются государством, а их смысл состоит в том, что они дают право на сброс определенного количества конкретного загрязнителя в заранее обусловленное время. Общее количество сертификатов определяется по каждому загрязнителю исходя из установленных стандартов. Подобным образом создается контролируемый государством рынок сертификатов. Государство, используя такой инструмент, гарантирует определенные верхние пределы загрязнения. С изменением стандартов государство скупает часть сертификатов, находящихся в обращении, или, напротив, выпускает дополнительные. Сертификаты получают всё большее распространение в энергетическом хозяйстве стран ЕС, заменяя методы прямого государственного вмешательства в экономику.
В странах ЕС всё более широкое применение находят методы косвенного регулирования природопользования, включающие платежи за использование ресурсов (минерально-сырьевых, водных, земельных, лесных), налоги на выбросы вредных веществ в окружающую среду, налоговые льготы и др. Данная группа методов предоставляет фирмам большую самостоятельность в выборе путей, средств и сроков совершенствования своей экологической политики, чем методы прямого регулирования.
Заключение
В результате рассмотренного и изученного материала, были решены следующие задачи исследования:
1) изучена сущность и значение эколого-экономического стимулирования;
2) рассмотрен зарубежный опыт эколого-экономического регулирования.
Экономическое стимулирование - составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, экономический стимул - это своеобразное соединение задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Горелов А.А. Экология. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2009. – 400 с.
2. Гридэл Т.Е., Алленби Б.Р. Промышленная экология. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .— 527 с.
3. Ложкина Ю.Ю., Семина И.С., Кабанова Г.М. Общая экология. Краткий курс лекций для изучения теоретических основ дисциплины Экология — Сибирский государственный индустриальный университет. – Новокузнецк, 2015. – 221 с.
4. Некрасова М.А. Модели и методы принятия решений в управлении эколого-экономическими системами. - М.: РУДН, 2017. — 180 с.
5. Онищук Е. М. Экономическое стимулирование снижения негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду // Молодой ученый. — 2009. — №6. — С. 53-57.
6. Сарабский И.А. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 10. – С. 128-129
7. Зарубежный опыт эколого-экономического регулирования и возможности его использования. - http://dengifinance.ru/zarubezhnyy-opyt-yekologo-yekonomichesk/