Фрагмент для ознакомления
2
Составить глоссария дефиниций по предложенной теме
Аннотация проекта (не более двух страниц). Она представляет собой краткое, концентрированное изложение проекта, предельно конкретно, сжато и выразительно отражающее смысл его основных разделов.
Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп «композицией условий и процессов жизнедеятельности» (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).
Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач.
Миссия – общественно-значимый статус, социально значимая роль учреждения, которая должна быть известна населению, средствам массовой информации, властям, потенциальным спонсорам.
План – документ, определяющий направление и содержание деятельности на определенный период (календарный – с указанием конкретных дат). В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они различаются на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные). Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет.
Приоритетные области проектирования — это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.
Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Титульный лист («визитная карточка» проекта) – 1 страница, которая содержит информацию об организаторе-исполнителе и о проекте.
Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Цели — это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится учреждение в ходе реализации проекта.
4. Сопоставление трех основных подхода к социальному проектированию (объектно - проблемно - и субъектно - ориентированный подход) – в чем они существенно различаются?
Объектно-ориентированный подход. В современной России наиболее распространен объектно-ориентированный подход к социальному проектированию. Этот термин предложен известной исследовательницей проблем социального проектирования Дридзе для обозначения концепций, разработанных Г. А. Антонюком, Н. А. Аитовым, Н. И. Лапиным, Ж. Т. Тощенко и др. Социальный проект с позиций такого подхода имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также социальные связи и отношения.
Для проблемно-ориентированного подхода характерны: 1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных; 2) понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы; 3) упор на обратную связь между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения. Именно эти обстоятельства позволяют видеть специфику рассматриваемого подхода в его проблемной (целевой, прогнозной) ориентации. Концепция имеет четко выраженную эколого-гуманитарную направленность, что, в частности, проявилось в одном из крупных теоретических достижений проблемно-ориентированного подхода — разработке вопросов социальной инфраструктуры в связи с задачами социального проектирования.
Субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход. Можно заметить, что объектно-ориентированный и проблемно-ориентированный подходы связаны прежде всего с созданием и реализацией крупных проектов, где они при определенных условиях могут эффективно использоваться. Но если речь идет о малых проектах и о проектах, то базовые положения этих подходов оказываются недостаточными или требуют специальной интерпретации. Предлагаемый нами субъектно-ориентированный подход позволяет теоретически обобщить многообразный опыт социального проектирования на уровне разработки и осуществления как крупных, так и малых и микропроектов. Другое название подхода — тезаурусный — связано с использованием в нем механизма социальной и культурной ориентации, основанного на различии и сходстве тезаурусов людей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Природа социального проектирования / http://society.polbu.ru - посл. посещ. - 30.04.2009.
2. Антонюк, Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1998.
3. Антонюк, С.В. «Как разработать социальный проект», WEB-справочник для педагогов и старшеклассников / http://edu.zelenogorsk.ru - посл. посещ. - 30.04.2009.
4. Луков, В. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.
5. Степин, В. С., Горохов, В. Г., Розов, М. А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. М.: Контакт-Альфа, 1995.
6. Там же
7. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. Минск, 1998.
8. Тощенко Ж. Т. Социология: Общ. курс. М.: Прометей, 1994.
9. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993.
10. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.
11. Виды проектов и их классификация / http:// www.translationcenter.ru/projektklassifikation.
12. Антонюк, С.В. «Как разработать социальный проект», WEB-справочник для педагогов и старшеклассников / http://edu.zelenogorsk.ru.
13. Антонюк, С.В. «Как разработать социальный проект», WEB-справочник для педагогов и старшеклассников / http://edu.zelenogorsk.ru.
14. Виды проектов и их классификация / http:// www.translationcenter.ru/projektklassifikation.
15. Социальный инвестиционный проект / http://www.knsk.ru.
16. Природа социального проектирования / http://society.polbu.ru.