Фрагмент для ознакомления
2
Биография.
В японской литературе двадцатого века много известных и выдающихся имен, но писателю и драматургу Юкио Мисиме традиционно отводится особое место. Библиография автора включает романы «Признания маски» и «Золотой храм», ставшие классикой мировой литературы и номинированные на Нобелевскую премию 1968 года благодаря стилю, демонстрирующему слияние Востока с западной современностью.
Юкио Мисима (Кимитакэ Хираока) родился 14 января 1925 года в семье крупного государственного чиновника Адзусы Хираоки и его супруги Сидзуэ Хаши, которая происходила из рода любителей литературы, издревле служивших клану Маэда из княжества Кага. До 12 лет, когда он пошел в первый класс средней школы, Кимитаке жил и рос в доме бабушки Нацуко. Даже со своей матерью он мог видеть только с разрешения бабушки. Жизнь с Нацуко, которая забрала больного Кимитаке от родителей и, защитив его от внешнего мира, воспитав в строгих и высокоразвитых аристократических традициях, оказала большое влияние на образование будущего писателя. Изоляция Кимитаке от свертников привела к тому, что он начал говорить в манере, характерной для женской речи. Нацуко была склонна к истерии и, несмотря на психологические стрессы, которые вызывало её поведение у Кимитакэ, она была тонкой ценительницей кабуки и но, а также творчества Кёки Идзуми, привила Кимитакэ любовь к прозе и театру.
Серьезные болезни и постоянные недуги, из-за которых Мисима не участвовал в играх сверстников и часто пропускал школу, также оставили неизгладимый след в личности будущего писателя. Мисима вырос впечатлительным и одаренным ребенком, много времени проводившим за чтением книг. Он с отличием окончил привилегированную школу, получив серебряные часы из рук императора Сёва.
Лишь в 12 лет Юкио переехал в дом своих родителей. Его отец, увлеченный военной дисциплиной, не позволял увлекаться гуманитарными предметами и регулярно обыскивал детскую комнату в поисках сочинений и литературы. Мать защищала Мисиму от агрессии мужа и первой читала новые произведения сына, написанные по ночам, а также между школьными уроками и университетскими лекциями. В 1941 накануне вступления Японии во Вторую Мировую войну в 16-летнем возрасте пишет свое первое произведение – романтическую повесть «Цветущий лес», проникнутую тревожным ощущением неотвратимости наступающей войны.
Подчинившись желанию отца, в 1944 году Мисима поступил на юридический факультет Токийского университета, где изучал немецкое право. В 1945 году, после капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны, Мисима полностью посвятил себя творчеству и начал писать короткие пьесы, стихи и эссе.
В 1946 году Мисима совершил паломничество в Камакура, чтобы увидеть известного классика японской литературы Ясунари Кавабатэ, который жил там, и показал ему рукопись своих рассказов «Сигарета» и «Средние века» с просьбой помочь в их публикации. По рекомендации Кавабаты, "Сигарета" вскоре была опубликована в журнале «Человек». Мисима сохранял уважение к Кавабате как к своему учителю до конца своей жизни. В том же году в журнале «Гундзо» появился рассказ Мисимы «Повествование на мысе».
В ноябре 1947 года Мисима окончил юридический факультет Токийского университета и некоторое время работал в Министерстве Императорского Двора. После чего по рекомендации отца перешел в Министерство финансов. Совмещая работу государственного служащего с активной литературной деятельностью, Мисима написал свое первое крупноформатное произведение под названием «Вор» и попал в ряды знаменитых писателей, живших на Востоке в сложный послевоенный период.
Этот статус закрепился после выхода в свет полуавтобиографической книги «Исповедь маски» (1949), в которой рассказывалось о противостоянии общества и молодого гомосексуалиста. Благодаря необычным для Японии темам и стилям, Мисима в одночасье стал популярным, а его работы были опубликованы за границей.
За «Исповедью маски» последовали «Жажда любви» (1950) и «Запретные цвета» (1953). Основываясь на гомосексуальной теме «Запретные цветы», Тацуми Хидзиката поставил одноименное представление в 1959 году, которое обычно ассоциируется с рождением танца буто. Успех многочисленных произведений Мисимы вывел его на передний план послевоенной японской литературы.
Впервые написанные на фоне идиллического пейзажа острова Камишима (префектура Мие) по мотивам греческих классиков «Дафнис и Хлоя» роман «Шум прибоя» (1954), затем «Долгая весна» (1956) и «Потрясающая добродетель» (1957) открыли одну серию произведений, ставших бестселлерами. Многие из них стали настолько популярными, что их экранизировали. Мисима стал одной из центральных фигур в японском литературном мире. В то же время, как бы демонстрируя многогранность собственного таланта, Мисима обратился к драме и, наряду с многочисленными пьесами, написал сборник современных пьес для театра но. Присоединившись к Театру «Бунгакудза», он дебютировал как постановщик собственных произведений и как актер.
Мисима женился только в 1958 году. Ёко Сугияма была идеальной для мужчины во всех отношениях, так как была недалеко от искусства и была дочерью популярного японского художника. Семья оказалась крепкой, и благодаря стабильному доходу, Юкио вместе с женой и двумя детьми построил дом в викторианском стиле и поселился под его крышей на 12 лет.
Ближе к концу своей жизни Мисима с головой окунулся в политику и стал заклятым врагом ультралевых и националистов за приверженность самурайскому кодексу Бусидо и основание военной организации «Татэ-но кай» («Общество щита»). 25 ноября 1970-го самые фанатичные члены предприняли попытку государственного переворота, провал которой заставил писателя
Показать больше