Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономическая система считается бастионом казенного планирова-ния и регулировки общественной сферы, а местная власть практически по-стоянно действует в русле общегосударственных интересов без претензий на некую автономность, расходуя государственные средства в форме налоговых доходов или же финансовой поддержки.
Местные финансы в части собственных средств городского образо-вания считаются главным составляющим всей системы финансовых взаи-моотношений городской инфраструктуры, распределения и перераспре-деления выполняемых (получаемых) на этой местности прибылей.
Обсуждение финансов в роли определённой совокупности капитала и других ликвидных активов, определяющих финансовые возможности районного самоуправления, было бы недостаточным с точки зрения сово-купности распределительных отношений, скрывающихся за категорией финансов.
В нынешнее время в роли некоммерческих организаций работают почти все учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта. Такие организации относятся к бюджетным, их главная задача
всецело или же частично финансируется с помощью средств бюдже-та на базе смет доходов и затрат.
В условиях сокращения бюджетного финансирования возрастает роль учета, финансового контроля и анализа финансовых ресурсов.
Для сохранения и развития учреждений бюджетной сферы нужно увеличивать социально-экономическую отдачу экономических, матери-альных и трудовых ресурсов, настоятельно требовать более узкой увязки выделяемых из бюджета средств с итогами их работы. В то же время, учи-тывая напряженность федерального бюджета, для снижения разницы между фактическими запросами бюджетных учреждений и настоящими полномочиями их финансирования нужно развивать платные услуги в учреждениях, состоящих на бюджете.
Главная роль в воплощении в жизнь данных мероприятий принад-лежит организации бухгалтерского учета и анализу финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Решение задач улучшения практики учета и анализа расходов бюд-жетных организаций в условиях рыночной экономики приобретает важ-ное значение.
Таким образом, выбранная тема работы в настоящее время является актуальной.
Цель работы - оценка возможности повышения эффективности бюд-жетных расходов муниципального образования.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследо-вания являются:
1 изучение литературных источников по теме выпускной квали-фикационной работы, рассмотрение значения бюджетных организаций в рыночной экономике и способов финансирования бюджетных организа-ций;
2 проведение анализа исполнения сметы расходов бюджетных средств Администрации г. Юрги;
3 проведение анализа движения основных средств и материаль-ных ценностей;
4 проведение анализа выполнения плана доходов по платным услугам;
5 определение направлений повышения эффективности расходо-вания бюджетных средств и расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий.
1. Теоретические основы исполнения сметы бюджетного учреждения в РФ
1.1 Понятие и законодательные основы исполнения сметы бюджетных учреждений в РФ
Бюджетное учреждение является государственным (муниципаль-ным) учреждением, финансовое обеспечение выполнения функций которо-го, в том числе по оказанию муниципальных государственных услуг юри-дическим и физическим лицам в соответствии с государственным (муници-пальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на базе бюджетной сметы. [18, с.8]
Бюджетными учреждениями признаются так же, организации, кото-рые наделены муниципальным или государственным имуществом на праве оперативного управления, которые не имеют статуса федерального казен-ного предприятия. [3, ст. 161]
Опираясь на это определение, отличие бюджетных учреждений от прочих организаций других организационно-правовых форм заключено в том, что:
они созданы для выполнения функций некоммерческого характера;
они созданы органами государственной власти Российской Федера-ции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти, которые (органы) и выступают в роли соб-ственников имущества бюджетных учреждений;
они финансируются из государственного внебюджетного фонда или соответствующего бюджета;
смета расходов и доходов бюджетного учреждения утверждается и составляется в установленном порядке, и выступает базой для расходова-ния и выделения бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьей 50 ГК РФ некоммерческие орга-низации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по-стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они со-зданы, и соответствующую этим целям. [2, п. 3 ст. 50]
Так, например, оказание учреждениями услуг образования или ме-дицинских услуг на договорной основе являются платными. Размер опла-ты устанавливается учреждениями самостоятельно. Фактически происхо-дит предпринимательская деятельность. Но с другой стороны, платные медицинские услуги оказывают поликлиники, больницы, госпитали - то есть специализированные медицинские учреждения, специально созданные для оказания названных услуг. То же самое можно сказать и в отношении услуг образования.
Таким образом, четкого официального определения, является та или иная деятельность бюджетного учреждения предпринимательской или нет, пока не дано.
Поэтому в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) было определено, что предметом налогообложения явля-ется выручка от реализации или доход, а не предпринимательская дея-тельность.
Льготы при налогообложении так же предоставляются не примени-тельно к характеру деятельности, а для каждого конкретного вида опера-ций или вида поступлений. Хотя часть местных законов о налогообложе-нии применительно к льготам опирается на понятие характера деятельно-сти бюджетных организаций.
Вывод - на основании БК РФ доходы от платных услуг, оказывае-мых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек-тов Российской Федерации или органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодатель-ством, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Они в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как до-ходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или как доходы от оказания платных услуг.
Таким образом, законодательно утверждено положение о том, что при осуществлении бюджетными учреждениями деятельности, приносящей доход необходимо уплачивать налоги.
1.2 Основные методы планирования сметы доходов и расходов, при-меняемые в бюджетных учреждениях РФ на современном этапе
Эффективность работы учреждения во многом зависит от того, насколько грамотно составлена смета доходов и расходов на отчетный год. Смета доходов и расходов - документ, определяющий объем и целе-вое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установлен-ном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.
Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следу-ющие задачи:
обеспечение бюджетных учреждений государственным финансиро-ванием;
анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использо-вании средств;
контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
В смете бюджетного учреждения отражаются:
реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т.д.);
свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд про-изводственного и социального развития, фонд материального поощрения, другие фонды);
свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные плат-ные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);
производственные показатели учреждения;
расчеты и обоснования расходов и доходов. [20, с. 115]
Формируется смета бюджетного учреждения на основании доведен-ных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обя-зательств на соответствующий год и утверждается соответствующим рас-порядителем или главным распорядителем бюджетных средств. На сего-дняшний день какого-либо общего нормативного документа Минфина России, регламентирующего порядок составления сметы доходов и расхо-дов бюджетного учреждения, не существует.
В настоящее время с точки зрения исполнения бюджетов значение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения существенно измени-лось.
Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций и трансфертов) при составлении смет са-мостоятельно рассчитываются бюджетными учреждениями с учетом мест-ных цен и тарифов. К примеру, расходы на коммунальные услуги опреде-лялись на основе технологических норм для данного типа помещения, ис-ходя из реально сложившегося уровня цен. Хотя существуют нормы обес-печенности работников площадью помещения, для расчета коммунальных расходов они не применяются из-за невозможности их соблюдения.
Статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определен-ным целям расходов, обеспечивая тем самым действенный механизм кон-троля целевого назначения расходов. Одновременно изменчивость и не-стабильность экономических условий зачастую требуют внесения измене-ний в утвержденные планы (лимиты) на год, перераспределения средств между статьями. Решение о таком перераспределении принимает Минфин РФ. Невысокая оперативность механизма перераспределения затрудняла эффективное управление краткосрочным планированием и расходованием средств на уровне учреждения.
Показать больше