Фрагмент для ознакомления
2
Приступая к созданию массового спектакля, режиссер-постановщик должен найти ответы на несколько вопросов, которые в основном определяют конечный результат постановки, а также указать направление творческого процесса :
1. Что я буду ставить?
2. Как я буду ставить?
3. С кем я буду ставить?
Ответ на первый вопрос содержит в себе идейно-тематическую основу спектакля и его жанр.
Второй вопрос раскрывает постановочное режиссерское решение пьесы в целом и отдельных ее эпизодов, художественное и музыкальное оформление.
Третий касается участников презентации (численность, пол, профессиональный состав, принадлежность к организациям, уровень готовности), а также возможности использования так называемых вставных номеров, различающихся по содержанию, характеру и жанру.
Работая над поиском сценария и режиссерского замысла пьесы в целом, режиссер-постановщик обязан принимать постановочные решения по каждому эпизоду в отдельности. Мнение режиссера - главная идея спектакля должна быть образно выражена в каждом эпизоде. Только этот принцип обеспечивает целостный образ представления, логическое развитие действия .
В постановочном решении каждого эпизода должен быть найден смысловой и, по возможности, плавный переход от этого эпизода к следующему.
Режиссер, выстраивая спектакль, должен четко придерживаться временных рамок, умело переводя действие из одного времени в другое и обратно. Эпизоды, связанные с прошлым, обычно строятся как история или мемуары, а эпизоды, направленные в будущее, создаются как фантазия, игра, которую зритель должен принять.
Введение фоновой группы открывает перед директором широкий спектр возможностей. Наряду с реализацией вышеперечисленных постановочных функций наличие фонационной группы значительно снижает себестоимость производства в целом, так как благодаря ей можно значительно сократить число основных участников.
Глубина разработки отдельных эпизодов сценария - режиссерской идеи, а затем и плана-сценария пьесы зависит, прежде всего, от их места в идейно-тематическом плане постановки. В связи с этим еще на стадии создания общей идеи режиссер должен особенно тщательно продумать основные, ударные эпизоды, от которых зависит смысл постановки в целом.
Несмотря на то, что каждый эпизод является неотъемлемой частью изложения, его основной структурной единицей и связан с другими эпизодами авторской мыслью- идеей, а иногда и пластическим решением, он всегда должен иметь самостоятельное содержание и законченность в композиционном плане .
Эпизод массового спектакля композиционно выстраивается по следующей схеме:
1. начало (экспозиция);
2. основные и второстепенные действия эпизода (развитие действия):
- массовое число;
- подключаемые номера (спорт, искусство);
3. финал (кульминация);
4. уход.
Такая схема построения эпизода определяет расстановку в нем смысловых акцентов, обеспечивает логическое развитие действия, а также создает необходимое эмоциональное напряжение эпизода, что очень важно для восприятия его зрителями.
Монтаж - логика смысловой связи эпизодов друг с другом в раскрытии темы и идеи изложения (смысловое редактирование) и качество самих переходов от номера к номеру, от эпизода к эпизоду (технический монтаж). В эпизоде первична творческая сторона (тема, драма, композиция), а не организации, которые представляют его участники.
Эпизод - это гораздо более широкое и всеобъемлющее понятие, чем отдельное гимнастическое представление . В зависимости от замысла драма эпизода может быть раскрыта группами различной принадлежности, действия которых подчинены общей логике и решают строго определенные задачи, связанные с раскрытием темы эпизода.
В театральном спектакле массовость действия определяет равнозначность обеих монтажных функций в творчестве сценариста и режиссера. Поэтому можно говорить о двух типах установки - смысловой и технической.
Если массовое спортивно-художественное представление рассматривать как механическое сочетание различных спортивных выступлений и сольных номеров, то есть как обычный концерт, но более масштабный, то роль смыслового монтажа в нем очень мала. Последнее приобретает свой истинный смысл только тогда, когда спектакль строится в соответствии с определенным сценарием - режиссерским замыслом, когда в действии заложена четкая авторская идея.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астафьева Т.В. Современное театральное искусство как новая форма творческих отношений / Т.В. Астафьева // Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – № 6. – С.4
2. Белова С.Н. Театр без границ / С.Н. Белова // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. – 2016. – №3. – С. 22-25.
3. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 5: Театр художника. Мастера / В.И. Березкин. – М.: Красанд, 2015. – 608 c.
4. Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебное пособие / С.А. Вишняков. – М.: Флинта, 2012. – 64 c.
5. Лапичкова В.П. Театральный проект / В.П. Лапичкова // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА. – 2019. – №9. – С. 56-59
6. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О.И. Марков. – М., 1988. –117 с.
7. Пушкин В. Искусство театра. L'art du theatre / В. Пушкин. – СПб.: Планета Музыки, 2018. – 144 c.
8. Солодовникова О.Ф. Сила культурного притяжения / О.Ф. Солодовникова // БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. – 2014. – №12. – С. 15-17.
9. Шароев И.Г. Режиссура и массовые спектакли / И.Г. Шароев. – М., 1986. – 105 с.
10. Шехтер Т.Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы