Фрагмент для ознакомления
2
Практическая работа
Задание: решите ситуационные задачи
Задача №1
Врач психиатр-нарколог приглашен в школу для проведения профилактического мероприятия со старшеклассниками. Оговорив все необходимые условия предварительно по телефону с заместителем директора по воспитательной работе, врач приготовился к проведению беседы-тренинга с небольшой – в 8-10 человек группой подростков с признаками девиантного поведения. Но, придя в школу, врач извещен о том, что «для него собрали как можно больше детей – школьников всех старших классов, более 120 человек». Врач отказался работать с такой аудиторией, фактически сорвав мероприятие и заявив, что ответственность за это несёт заместитель директора по воспитательной работе.
Вопросы:
1. Имел ли право врач отказываться от проведения фактически
подготовленного мероприятия?
Ответ:
Да, имеет право врач отказаться о проведения мероприятия, так как изначально было установлено, что будет 8-10 человек, а не 120. Это во-первых очень, во- вторых требует дополнительного времени и подготовки.
2. Несет ли на самом деле какую-либо ответственность за мероприятие
по наркопрофилактике в школе кто-либо из администраторов?
Ответ:
Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).
Медико-психолого-педагогическая служба
Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).
Школьный психолог обеспечивает:
- организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
- психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
-психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
Социальный педагог несет ответственность:
за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
с семьями детей группы риска).
Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного наркопоста.
3. Какие основания были у врача для отказа проводить мероприятие?
Ответ: число лиц больше установленного
Какие именно негативные последствия возможны были в случае проведения
врачом «лекции» для 120 школьников?
Ответ: нет индивидуального подхода, никто не признается что он употребляет что- то перед таким количеством людей и вообще работа будет не эффективной
4. Была ли возможность у врача избежать подобного инцидента и
поступить как-либо иначе
а) на этапе подготовки мероприятия;
б) непосредственно при появлении его в школе?
Ответ: договорится с администрацией, о следующем мероприятии, но с минимальным количеством лиц.
Задача №2
Во время урока в девятом классе преподавательница географии обратила внимание на то, что один из учеников «ведёт себя странно: всё время почёсывается, суетится и позволяет себе бестактные реплики». Публично высказав предположение, что тот находится в состоянии одурманивания, преподавательница потребовала от ученика, чтобы он «сходил в наркологический кабинет - провериться и принести справку».
Вопросы:
1. Имеет ли право преподаватель общеобразовательного учреждения требовать от ученика справку о наличии состояния одурманивания?
Ответ: нет, не имеет. Это входит в полномочия администрации школы
2. Достаточно ли перечисленных признаков, чтобы предполагать у подростка состояние одурманивания?
Ответ:
Конечно, нет, для этого необходимо провести медицинскую экспертизу
3. Что именно обязан предпринять учитель школы при наличии несомненных признаков употребления подростком психоактивных веществ?
Ответ: сообщить об этом директору школы и родителям ученика
4. В каких случаях появление подростка в школе в состоянии одурманивания является экстремальной ситуацией, то есть требующей от педагога неотложных действий и приостановления его основных запланированных дел?
Ответ: в случае если он ведет себя неадекватно, при этом существует угроза нанесения вреда здоровью и жизни других учеников, учителей.
Задача №3
Врач психиатр-нарколог получает телефонное сообщение о готовящемся мероприятии с его предположительным участием – районная комиссия по делам несовершеннолетних с помощью инспекции по профилактике правонарушений в большую группу (до 70 человек) молодых людей от 17 до 25 лет, ранее привлекавшихся к административной ответственности за правонарушения, связанные с употреблением алкоголя или наркотиков. Врачу предлагается «выступить с лекцией о вреде алкоголя и наркотиков, чтобы все приглашенные прекратили злоупотребление и взялись за ум» (со слов одного из организаторов мероприятия).
Вопросы:
1.Может ли быть сколько-нибудь эффективным подобное мероприятие, что именно антипрофилактичного может заключаться в такой работе?
Ответ:
Целью лекции является формирование потребности у подростков в здоровом образе жизни. В процессе беседы рассказывается правда о влиянии алкоголя, табака и наркотических веществ на организм человека, развиваются умения анализировать поступки, слова, действия и воспитывается негативное отношение к вредным привычкам.
Данное мероприятие может быть эффективным
2. Стоит ли отказаться врачу от участия в этом мероприятии, фактически сорвав его (в очередной раз…), учитывая, что до него есть ещё время – около недели?
Ответ: только по уважительной причине
3. Зная о том, что подобные мероприятия планируют и организовывают чиновники, то есть люди имеющие право чего-то не знать из особенностей наркопрофилактики, имеет ли врач права и возможности донести до них необходимые знания?
Ответ: да, имеет. Так как он является специалистом в этой области
4. В случае, если на этапе подготовки донести нужную информацию до организаторов не удается, какой подход и какие методики врач может применить, дабы максимально снизив антипрофилактичный эффект, добиться цели?
Ответ:
Подготовка мероприятия должна проводиться тщательно руководством. Врач может помочь организаторам правильно построить работу.
Задача №4
К врачу психиатру-наркологу обратилась мать подростка 13 лет с просьбой «закодировать его от алкоголизма для профилактики». В беседе с ней врач выяснил, что признаков злоупотребления психоактивными веществами у подростка нет, но отец ребёнка, а так же оба деда злоупотребляли алкоголем, сам подросток перенес менингит в 6 лет и два года назад получил черепно-мозговую травму.
Вопросы:1. Выяснив, что показаний для лечения наркологического заболевания у подростка нет, можно ли считать оправданным беспокойство матери?
Ответ: беспокойство матери связано с тем, что ребенок имеет генетическую предрасположенность к алкоголизму. Конечно, эти беспокойства можно считать оправданными
2. Меры первичной, вторичной или третичной наркопрофилактики в данном случае должны применяться?
Ответ: должны приниматься меры первичной профилактики.
Показать больше