Фрагмент для ознакомления
2
1. Договор об отчуждении исключительного права
Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ общих положениях раздела седьмого ГК РФ, посвященного регулированию прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также п. 1 ст. 1270 ГК РФ гражданин или юридическое лицо (правообладатель) может не только использовать исключительное право на произведение, но и распоряжаться им [1].
Непосредственно часть четвертая ГК РФ в п. 1 ст. 1233 устанавливает такой способ распоряжения как отчуждение исключительного права по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права).
Ст. 1234 ГК РФ содержит легальную дефиницию договора об отчуждении исключительного права, ст. 1285 ГК РФ в свою очередь уточняет положение общей части применительно к авторским правоотношениям: по договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.
Исходя из законодательного определения предмета договора «правообладатель передает или обязуется передать», можно сделать вывод о построении договора об отчуждении как по модели реального, так и по модели консенсуального. Хотя данные положения закона подвергаются критике из-за того, что в реальном договоре момент его заключения связывается с передачей определенной вещи.
Согласно п. 3 ст. 1234 ГК РФ отчуждение может происходить как на возмездной основе, так и на безвозмездной. В случае заключения договора об отчуждении, в котором не предусмотрена плата за отчуждаемое исключительно право, договор будет односторонним, так как обязанность возникает исключительно у отчуждателя, а у приобретателя лишь право. Когда же на вторую сторону ложится обязанность по уплате, договор становится двусторонним (синаллагматическим).
При полном отчуждении исключительного права невозможно влиять на его дальнейшую судьбу ввиду абсолютного разрыва взаимосвязи между предыдущим и последующим правообладателем. Однако отмечается, что не было препятствий заключить авторский договор, указав в нем срок в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, то есть срок устанавливался бы периодом времени и указанием на событие, которое неизбежно должно наступить (абз. 2 ст. 190 ГК РФ) [3].
В соответствии с п. 2 ст. 1234 ГК РФ договор об отчуждении должен быть заключен в письменной форме. Ввиду того, что данная норма находится в «Общих положениях» и из нее не делается никаких исключений, очевидно, что требования к форме договора об отчуждении применимо в отношении всех объектов, получающих правовую охрану в соответствии с частью четвертой ГК РФ, даже в том случае, когда специальные нормы не регулируют этот вопрос. Соответственно, договор об отчуждении исключительного права на произведение должен быть заключен письменно.
2. Право на секрет производства
Основными источниками регулирования общественных отношений, связанных с использование и охраной ноу-хау на законодательном уровне, являются гл.75 ч.4 ГК РФ и Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Часть 1 ст.1 465 ГК РФ содержит следующее определение термина «ноу-хау»: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны».
Как видно из вышеуказанной нормы Гражданского кодекса, основным термином является понятие «секрет производства», что обусловлено следующими обстоятельствами: определение «ноу-хау» является англоязычным термином и дословно переводится «знаю как», этот термин широко распространен и используется во всем мире, поэтому он в качестве дополнительного указан за русскоязычным термином «секрет производства». При соотношении понятий «информация, составляющая коммерческую тайну» и «секрет производства», на первый взгляд, может показаться, что эти термины являются синонимами. Однако при детальном изучении вышеуказанных определений становится очевидным, что первое понятие более широкое по объему и «ноу-хау» является лишь частью таких сведений.
Правовой режим охраны и использования секрета производства целесообразно рассмотреть через анализ его элементов: объекта, субъектов, правомочия владельца, возможности перехода прав и т.д. [5].
Правовой режим охраны и использования секрета производства целесообразно рассмотреть через анализ его элементов: объекта, субъектов, правомочия владельца, возможности перехода прав и т.д.
Анализ правовых источников позволяет выделить характерные для ноу-хау черты:
1. Секретом производства могут стать сведения из любой сферы (экономической, научно-технической и т.д.). Согласно ч.1 ст.4 закона «О коммерческой тайне», право на определение перечня и состава информации, являющейся коммерческой тайной, принадлежит обладателю такой информации. Таким образом, лицо, обеспечивающее конфиденциальность информации, самостоятельно определяет объем и состав охраняемых сведений.
2. Ноу-хау - это объект нематериального характера (сведения, информация). В данном случае не следует путать непосредственно секрет производства и его материальное воплощение в предмете.
3. Сведения, охраняемые в качестве секрета производства, по существу являются решением какой-либо задачи и в связи с этим имеют потенциальную или действительную ценность для предприятия.
4. В силу конфиденциальности информации, являющейся ноу-хау, она неизвестны третьим лицам и не находится в свободном доступе.
Очевидно, что не любые сведения, могут стать секретом производства.
- Для того чтобы сведения могли охраняться в качестве ноу-хау, им должны быть присущи все вышеуказанные черты.
- Согласно ч.2 ст.1465 ГК РФ: секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.
- В п.4 ст.5 ФЗ «О коммерческой тайне» содержится указание на невозможность охраны сведений: «…о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом». Подобным образом законодатель предпринял попытку предотвратить сокрытие различных решений и сведений, использование которых может нанести ущерб окружающей среде и людям.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629.
2. Федеральный закон «О патентных поверенных» от 30.12.2008 N 316-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902135938.
3. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 218 (ред. от 28.12.2020) «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127617.
4. Бирюков А.А. Право интеллектуальной собственности: просто о сложном: учебное пособие. - М.: Проспект, 2020. – 457 с.
5. Зенин И. А. Право интеллектуальной собственности в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / И.А. Зенин. – 10–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 318 с.
6. Право интеллектуальной собственности: учебник для академического бакалавриата / Л. А. Новоселова [и др.]; под ред. Л. А. Новоселовой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 302 с.
7. Романов А. Н. Существующие способы защиты авторских прав в российской федерации / А.Н. Романов // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. – 2020. – №3. – С. 155-163.