Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Монтескье выделял целый ряд общих закономерностей природы власти, к каковым он относил существование «посредствующих властей» или «каналов», через которые осуществляется механизм властвования и принуждения, регулирующих общественную и государственную жизнь.
Однако существование системы посредствующих каналов не всегда полноценно обеспечивает прочность государственной системы, поэтому для охраны конституционных порядков в государстве должны функционировать специальные политические структуры: постоянные «политические коллегии», которые несменяемы и должны функционировать непрерывно, являясь хранителями Основного закона .
Цель Теория разделения властей Ш.-Л. Монтескье («О духе законов»). Задачи:
исследовать доктрину разделения властей Ш.-Л. Монтескье;
изучить политико-правовую концепцию Ш. Монтескье.
Объект – научные взгляды Ш.-Л. Монтескье. Предмет теория разделения властей Ш.-Л. Монтескье («О духе законов»).
1. Доктрина разделения властей Ш.-Л. Монтескье
Выдающимся создателем доктрины разделения властей в современном понимании стал Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.). Опираясь на государственный строй Англии он описывает этот принцип в главе VI «О государственном строе Англии» в своём труде «О духе законов» (1748 г.) .
С точки зрения Монтескье, даже четкого разделения компетенции властей было недостаточно для достижения главное цели, а именно - полной справедливости и свободы.
Шарль Луи считал, что без возможности взаимодействия и влияния властей друг на друга, они не могли оставаться полностью независимыми.
Так сформировался всем известный классический принцип теории разделения властей «принцип сдержек и противовесов» (таким образом разные ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга, не допуская возможности злоупотребления этой властью или нарушения демократических норм) .
По Монтескье сбалансированная система законодательной власти обязательно должна содействовать самому действенному функционированию механизма сдержек и противовесов.
Она должна быть поручена собранию знатных и собранию представителей народа. Законодательный корпус, состоящий из знатных должен быть наследственным.
Помимо этого, законотворческий аппарат никак не обязан заседательствовать всегда, так как данного никак не подразумевает сама суть законодательной власти.
Возможность собирать и распускать законодательное собрание, а кроме того предопределять период его сессий обязано относиться к компетенции исполнительной власти .
Исполнительная власть не должна выходить за пределы законов, установленных законодательной властью, а действовать в их рамках, также она должна быть сосредоточена в руках монарха .
Но для обеспечения баланса и стабильности государства невозможно ограничиться лишь законодательной и исполнительной властью, необходима еще одна сила, которая будет выступать арбитром в случае разногласий, споров и конфликтов. Такой силой должна быть, по мнению Монтескье, судебная власть .
Несмотря на то, что Монтескье поддерживал идею равенства всех ветвей власти, всё же он особенно выделял ведущую роль законодательной власти, так же как и Джон Локк.
Позже с критикой работы Шарля де Монтескье выступил французский ученый Жан-Жак Руссо (1712-1778 г.). В идее о взаимном сдерживании противопоставленных друг другу ветвей власти он видел возможности раздробленности в государственном управлении и в возможности влияния частных лиц. В труде «Общественный договор» (1762 г.) он приводит свою теорию разделения властей.
Он также выделял три ветви власти: законодательная, исполнительная и трибунат (судебная).
2. Политико-правовая концепция Ш. Монтескье
Политико-правовая концепция Монтескье была основана на компромиссе политического и социального с конкретным механизмом гражданского строительства в виде установления «умеренного образа правления» и создания действующей модели «ограниченного» или «свободного государства» .
По мнению К. Ю. Милованова, подобный компромисс соответствовал гегемонистским устремлениям крупной буржуазии и пробуржуазно настроенной части дворянства, поэтому базовые положения философско-правовых воззрений Монтескье легли в основу политической идеологии крупной буржуазии и других непривилегированных страт .
Конечно, Ш. Л. Монтескье, подобно Дж. Локку, идейно и практически ориентировался на Славную революцию 1688–1689 гг., основанную на компромиссе крупной буржуазии и землевладельческой аристократии. Это классовое соглашение, адаптированное для условий внутреннего развития французского общества первой половины XVIII в., было одним из основных факторов становления европейской модели правовой государственности с разделением властей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адяева В.А. Концепция разделения властей Ш. Л. Монтескье и ее ценность для современного общества // ExLegis: правовые исследования. 2021. № 1. С. 2-5.
2. Адяева В.А. Концепция разделения властей Ш. Л. Монтескье и ее ценность для современного общества // ExLegis: правовые исследования. 2021. № 1. С. 2-5.
3. Акмалова В.Р., Чилькина К.В. Проблема теории разделения властей в трудах Ш.Л. Монтескье и современность // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XX студенческой международной научно-практической конференции. 2017. С. 347-351.
4. Байкин И.М. Современный взгляд на проблему теории разделения властей Ш.Л. Монтескье // Современное право. 2010. № 7. С. 11-14.
5. Власов Б.В., Казакова В.И. Проблемы взаимосвязи принципов свободы и разделения властей в трудах ДЖ. Локка и Ш. Монтескье // В сборнике: Перспектива развития: история, PR, менеджмент, образование в высшей школе, социология, экономика, философия. Сборник статей, посвящённый 10-летию социально-экономического факультета Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2004. С. 67-69.
6. Газизова Л.М. Теория разделения власти в мировой политико-правовой мысли и некоторые особенности ее реализации в конституции соединенных штатов Америки // В сборнике: Права и свободы человека и гражданина в истории России Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. 2017. С. 161-174.
7. Гайнутдинов Р.И., Гайнутдинова Л.А. Принцип разделения властей Ш. Монтескье как основа построения либеральных теорий государства // В сборнике: Герценовские чтения - 2019: Актуальные вопросы политического знания. Сборник материалов научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.А. Гайнутдиновой. 2020. С. 29-33.
8. Григонис Э.П. Эволюция теории разделения властей в западных политико-правовых учениях: от Локка и Монтескье до "отцов основателей США" // Мир юридической науки. 2010. № 8. С. 62-69.
9. Дорошенко Е.С. Историко-политические истоки классической теории разделения властей // Гуманитарная планета. 2009. № 1. С. 97-101.
10. Дружков Н.А. Развитие и реализация идеи разделения властей на примере польской конституции 1791 года // Научное знание современности. 2017. № 5 (5). С. 85-90.
11. Дугарская Т.А. Вклад Дж. Локка и Ш. Монтескье в теорию разделения властей // В сборнике: Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 367-370.
12. Жданова А.П. Развитие концепции разделения властей ш. Монтескье в современном мире // В сборнике: Проблемы и перспективы развития современного законодательства. Сборник материалов VII Межкафедральной научно-практической конференции юридического факультета. 2018. С. 18-21.
13. Жуков А.П. Путь к перестройке политической системы в Бразилии и теория Ш.-Л. Монтескье о разделении властей (к постановке проблемы) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. № 3. С. 357-363.
14. Кравченко М.Г., Кравченко К.Г. Реализация теории разделения государственной власти Ш.Л. Монтескье в украине: философско-правовой аспект // Гуманітарні студії. 2015. № 26. С. 153-161.
15. Левушкина С.В., Редько Я.С. Взгляды современника на власть в российской федерации (теория разделения властей) // В сборнике: Тенденции и противоречия социально-экономического развития России. Ставрополь, 2007. С. 217-220.
16. Мелконян А.А. Концепция разделения властей Ш.Л. Монтескье и ее практическая реализация (на примере соединенных штатов Америки) // Инновационная наука. 2017. Т. 4. № 4. С. 122-124.
17. Милованов К.Ю. Доктрина разделения властей в политико-правовом учении Монтескье // В сборнике: Проблемы новой и новейшей истории зарубежных стран. сборник научных трудов. Министерство образования РФ, Московский государственный областной университет. Москва, 2006. С. 140-161.
18. Миряева Ж.А. Исследование доктринальных подходов в теории разделения властей // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. № 1 (29). С. 37-44.
19. Монтескье Ш.- Л. Избр. произв. – М.: Госполитиздат, 1955
20. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М: Мысль, 1999. С.142
21. Мухумаева К.М. Формирование концепции разделения властей в политических идеях Д. Локка и Ш.Л. Монтескье // В сборнике: Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. 2018. С. 51-55.
22. Ндонго Э.М. Разделение властей как основа формирования парламентаризма // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № S (73). С. 25-26.
23. Проблемы и перспективы развития современного законодательства // Сборник материалов VII Межкафедральной научно-практической конференции юридического факультета / 2018.
24. Сучилин В.Н. Теория разделения властей Ш.Л. Монтескье и современные политико-правовые реалии // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2013. № 10. С. 190-197.
25. Трушинская И.А. Становление и развитие системы сдержек и противовесов в науке конституционного права // Проблемы права. 2010. № 3 (23). С. 97-99.
26. Формирование теории разделения властей / Хапов М.А., Гучапшев А.А., Курашева Д.В. // В сборнике: Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия. сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции. 2018. С. 83-88.
27. Шиавон Дж. Разграничение властных полномочий между центром и регионами в странах американского континента и обновленный мексиканский федерализм: старые институты, новые политические реалии // Сравнительное Конституционное обозрение. – 2006. – № 3 (56). – С. 155–165.
28. Шихрагимов А.Д., Исмаилов А.М. Концепция разделения властей ш. Монтескье и ее практическое измерение // В сборнике: прогрессивные научные исследования: теория, методология и практика применения. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 151-155.
29. Щербаков А.В., Еникеев А.А. Проблемы интерпретации и имплементации теории "разделения властей" ш. Монтескье на примере российской федерации // Эпомен. 2019. № 33. С. 238-244.
30. Яценко И.С. Критические взгляды на разделение властей по Монтескье в польской правовой мысли межвоенного периода (1918-1939) // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 10-3 (18). С. 145-149.
31. Ackerman B. Adeus, montesquieu. Good-bye, Montesquieu // Revista de direito administrativo. – Rio de Janeiro. – 2014. – Vol. 265, jan./abr. – P. 14–23.
32. Nogueira Dourado E. A., Augusto N. F., Andrade Correa Rosa, C. M. De. Dos Três Poderes de Montesquieu à Atualidade e a Interferência do Poder Executivo no Legislativo no Âmbito Brasileiro // Anais do V Congresso Internacional de História. – Maringá: Editora da Universidade Estadual de Maringá. – P. 2638–2649.
33. Pinheiro I. A., Vieira L. J., Motta P. S. Mandando Montesquieu às favas: o caso do não cumprimento dos preceitos constitucionais de independência dos três poderes da república // Revista da administração pública – Rio de Janeiro. – 2011. – N45(6), nov./ dez. – P. 1733–1759.
34. Zaidan de Carvalho A. D. Montesquieu e a releitura da separação de poderes no estado contemporâneo: elementos para uma abordagem crítica // Revista Lex Humana. – 2019. – Vol. 1, N2, jul. – dez. – P. 40–65.