Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из отличительных характеристик современного этапа мирового развития является процесс глобализации. Общие явления в экономическом и политическом развитии разных национальных обществ способствуют интенсивному расширению межкультурных контактов и миграции людей.
Рассматривая процесс глобализации, невозможно говорить лишь о позитивных или негативных ее сторонах. Из позитивных сторон хотелось бы отметить прозрачность границ для талантливых людей, благодаря чему результаты их творчества перестают быть достоянием одной нации, оказываются доступными для всего человечества. Негативные моменты глобализации в первую очередь кроются в возможности утраты культурной самобытности. В результате взаимопроникновения культур происходит не только взаимовлияние, но нередко и культурная экспансия, и тогда остро встает проблема сохранения национальной идентичности.
Мы наблюдали подобные процессы в 90-е годы XX века, когда Россия находилась под сильнейшим воздействием культуры Запада, в первую очередь США, а в настоящее время очевиден массовый интерес россиян к Востоку, и прежде всего к Японии.
Несмотря на спад в экономическом развитии Японии в последние десятилетия, ее культурная привлекательность растет: глобальное культурное влияние страны восходящего солнца усилилось в различных сферах, начиная с еды и поп-музыки и заканчивая искусством. Немаловажную роль в этом сыграло то, что Япония придерживается концепции «мягкой силы» или «мягкой мощи», которая основывается на создании и трансляции информации, а также управлении информационными потоками.
До недавнего времени национальная массовая культура не рассматривалась правительством Японии как инструмент мирового влияния, но в 2007 году власти Японии приняли решение о реализации мер по увеличению доли экспортных доходов японской индустрии. Основная часть доходов должна прийтись на экспорт манга «японские комиксы», аниме «японская мультипликация» и связанной с ними продукции.
В последние десятилетия наблюдается не просто рост популярности названных жанров - можно говорить о настоящем буме интереса к японской мультипликации и Японии в целом.
По мнению многих исследователей процесса глобализации, ее центры перемещаются - в том числе и на Восток, что порождает специфическую глобализацию, которую мы можем наблюдать на примере Японии. Одна из составляющих японской глобализации связана с распространением духовной культуры - японской живописи укиё-э и суйбо- куга, чайной церемонии, искусства икебаны и бонсай. Другая больше ориентирована на пользующиеся огромной популярностью образцы массовой культуры: караоке, аниме, костей, манга, дорама «японские сериалы».
Именно массовая культура в начале 90-х годов XX века способствовала возникновению и распространению во всем мире молодежной субкультуры поклонников аниме.
1.МАНГА - АТРИБУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ
Японское визуальное искусство - явление интересное, уникальное и многообразное. Его развитие породило на свет такие феномены современной массовой культуры, как аниме и манга. Почитатели этих видов искусства есть во всех странах.
Манга (нормировано это слово в русском языке как заимствованное, не склоняемо) - это одна из форм литературы (графические новеллы, комиксы) и изобразительного искусства. Иногда её называют жанром, что неверно, так как не соответствует масштабу явления (внутри манга существуют различные жанры). По той же причине далеко не всегда можно определить манга как стиль.
Манга разделяется по возрастным категориям и печатается в соответствующих журналах или отдельных томах. Например, первая категория, охватывающая читателей возрастом от 13 до 20 лет, включает в себя манга детскую (yonenshi), подростковую (shonenshi) и юношескую (yangushi). Следующая группа - манга для взрослых (otonashi), предназначенная для более зрелой аудитории, не имеет возрастного ограничения .
Как и любая форма визуального искусства, манга не существует в вакууме. Она учитывает все особенности социальной среды человека (историю, язык, политику, экономику, семью, религию и т.д.). Таким образом, манга рефлективно отражает реальность японского общества, а также мифы, верования, ритуалы, традиции и особенности образа жизни Японии. В манга изображают и другие социальные феномены: общественный порядок и иерархию, сексизм, расизм, дискриминацию по возрастному признаку и т.д. (Kinko Ito). Например, манга «LIFE: Life» рассказывает о проблемах
Показать больше