Фрагмент для ознакомления
2
Организация — это объединение людей, созданное для решения определенных задач и реализации определенных функций. По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек — это «человек организаций», ибо как личность, как член общества он реализует себя в рамках жизнедеятельности различных организаций.
Следует добавить, что и социализация человека происходит во взаимодействии не только с различными группами (семейной, сверстников, соседей и пр.), но и в различных организациях, и с различными организациями.
Контркультурные организации появились довольно давно. Во второй половине 20 века значительно выросло их многообразие и количество. В современном российском обществе существует множество квазикультурных сект («церковь сайентологии», «общество сознания Кришны», «церковь последнего завета» и другие — всего по разным данным от 300 до 500 сект, в которые вовлечено до 1 миллиона человек, преимущественно — до 70 % — молодых людей от 18 до 27 лет).
Таким образом, актуальность исследования определяется распространением данного феномена в современном мире и необходимостью изучения его влияния на социализацию личности.
Объект исследования – контркультурная организация и ее специфика.
Предмет исследования – десоциализация личности под влиянием участия в контркультурной организации.
Задачи исследования:
1. Обозначить специфические черты контркультурной организации.
2. Рассмотреть социальное устройство этой организации.
3. Оценить ее десоциализирующее влияние на членов.
Исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы из двенадцати источников.
1. Контркультурные организации как социальное явление
Термин контркультура появился в западной литературе в 60 гг. и принадлежит социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен – контркультура [3, 88].
Первоначально термин звучал как контракультура, чтобы избежать ассоциаций с термином контрреволюция, но в языке он закрепился как контркультура. В современной культурологии и социологии существует разное понимание сущности контркультур. Сначала контркультура рассматривалась как негативное явление, разрушающее общество и носящее паразитический характер.
По мнению Ю.Н. Давыдова [6, 49] контркультура не только разрушает общество, но и разрушает саму себя. В своих работах Ю.Н. Давыдов определяет тип контркультурной личности как личности, не сумевшей адаптироваться в обществе, занять значимую для себя социальную роль и мстящей за это обществу.
Некоторые исследователи, например, Дж. Йингер, считают, что контркультура соотносится с понятием культура и находится в зависимости от него, хотя и негативной [7, 39].
Согласно его точке зрения, она не является негативным отношением к культуре вообще, а резко противоречит ей. Контркультура – это комплекс, набор и конфигурация норм и ценностей группы, резко противоречащих нормам и ценностям господствующей в обществе культуре, частью которой эта группа является [2].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Е.Л., Туркина В.Г. Проблема социализации молодежи в условиях кризисов переходности // Juvenis scientia, № 10, 2018, с. 65-68.
2. Бондаренко А.И. Контркультура в социальном развитии: философский анализ. Дисс. на соискание степ. канд. наук. — Уфа, 2011. — 159 с.
3. Груздева В.В., Груздев Г.В. Мотивационный потенциал культуры в условиях вызовов современности // Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 3 (24), 2018, с. 87-90.
4. Левикова С.И. Молодежная субкультура. — М.: Фаир-пресс, 2004. — 608 с.
5. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. — 736 с.
6. Мясникова А.С. Социально-философский анализ феномена контркультуры. — М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2008. — 161 с.
7. Осадчук О.Л. Социальная психология. — Омск: Изд-во СибАДИ, 2018. — 134 с.
8. Рошак Т. Истоки контркультуры. — М.: АСТ, 2014. – 384 с.
9. Русанова К.О. Меры противодействия распространению идей экстремизма среди молодежи // Отечественная юриспруденция, № 2 (16), 2017, с. 27-31.
10. Рябова Г.Б. Социология. — Томск: ТГУСУР, 2006. — 176 с.
11. Цыбулька А.М. Проблемы ценностных ориентаций современной российской молодёжи в изменяющейся социокультурной среде // Система ценностей современного общества, № 33, 2014, с. 138-143.
12. Шаповал И.А. Дисфункции психологических границ как фактор девиантной аккультурации подростка // Концепт, № 11, 2017, с. 59-69.