Фрагмент для ознакомления
2
В воспитательно-образовательном процессе с детьми используется разнообразный наглядный материал: дидактические картины (предметные и сюжетные картинки), репродукции с художественных картин, фотографии, модели, муляжи, предметы-заменители, игрушки, диафильмы.
Иллюстративно-наглядный материал помогает детям усвоить новый материал, углублять, закреплять и уточнять уже имеющиеся представления детей. Наглядные пособия применяются на всех видах занятий с детьми. На занятиях по развитию речи используются предметные и сюжетные картинки.
С помощью предметных картинок дети знакомятся с разными объектами и их свойствами: внешний вид, цвет, составляют по ним предложения. С помощью сюжетных картинок развивается творческое воображение детей, наглядно-образное мышление, умение составлять описательные рассказы, небольшие сюжеты. Работа с сериями сюжетных картинок способствует формированию и закреплению представлении рассказа, умений придумать ему точное название, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Обычно дети проявляют большой интерес к такой работе.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений используется демонстрационный и раздаточный материал: это плоскостные и объемные геометрические фигуры, разноцветные полоски на закрепление знаний о цвете, пирамидки-вкладыши, применяются как предметы-заменители, так и натуральные предметы (например, при знакомстве детей старшей группы с часовым временем используем и настоящие часы и нарисованные, при знакомстве с монетами тоже и настоящие монеты показываем и изображенные на рисунке). Часто используем плакаты для ознакомления детей с животными и их детенышами.
На занятиях по изобразительной деятельности применяем иллюстрации, игрушки, предметы-заменителя, образцы рисунков, образцы разных видов росписи и т.д.
Наглядным материалом являются как настоящие предметы, так и их изображения. Главное, умело и эффективно их использовать. Например, ознакомление детей с птицами проходит в разных видах деятельности: на прогулках наблюдаем за живыми птицами, их повадками, сходством и различиями. В данном случае наглядным средством является живой натуральный объект. Если мы лепим птиц на занятии, то наглядным средством может быть игрушка или чучело птицы, чтобы дети могли не только увидеть, но и потрогать форму туловища, головы, чтобы передать это в лепке. Если идет рисование птиц, то наглядным материалом служит иллюстрация, образец рисунка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений: Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. – Шадринск: Лепта, 1997. – 167 с.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Альфа, 1999. – 209 с.
3. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь: Образование, 1992. – 120 с.
1. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Просвещение, 1960. - 270 с.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
3. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. Конспект лекций. - М.: Феникс, 2004. – 384 с.