Фрагмент для ознакомления
2
Исторически налоги появились в связи и по причине возникнове¬ния государства. Однако этот факт сам по себе не является основани¬ем для придания налогам субъективного, надстроечного характера. Это - специфика налогов как финансовой категории, но не ее глу¬бинное содержание. Надстроечные отношения - лишь форма выра¬жения экономического базиса, денежных отношений, лежащих в ос¬нове данной категории. Причинно-следственная связь такова: не было бы государства, не было бы налогов, но сами налоги составляют экономическую базу существования государства. Не бывает налогов вне государства, так же как не существует государства без налогов. Разнообразные способы и виды налоговых изъятий, используемых и устанавливаемых государством,- отмечает Л. Окунева,- создают ви¬димость самостоятельности налогов и их изолированности от производственных отношений. Однако именно производственные отноше¬ния формируют их общественное содержание, которое раскрывает сущность, внутреннюю природу и роль налогов как участников про¬цесса общественного воспроизводства, воздействующего на все его стороны.
Вышесказанное дает право называть налоги объективной эконо¬мической категорией. Однако налоги обслуживают не всю совокуп¬ность производственных, экономических и денежных отношений, а только ту их часть, которая связана с образованием и использованием государственных доходов в денежной форме на принудительной (за¬конодательно-правовой) основе. Такое уточнение сферы действия на¬логов позволяет более точно определить их место и специфику в сис¬теме не только экономических, но и денежных отношений как объек¬тивной финансовой категории. Придание налогам статуса экономи¬ческой категории неоправданно расширяет границы налоговых отношений.
1. Сущность налогов
Налоги всегда являются функцией государства, потому что имеют специальное значение, это аккумуляция денежных средств, для выполнения социально-экономических функций.
Налоги выступает в первую очередь в виде доходов бюджетов российского государства, на основании Налогового кодекса РФ.
Для выполнения социально-экономических функций государство должно таким образом собрать налоги, чтобы они являлись не просто налоговым бременем для налогоплательщиков, а возможностью управлять этими средствами на уровне поддержания различных слоев населения и выравнивания экономики.
Фискальная функция является для налогов основной. Так как основное предназначение налогов это сбор для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций - обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач.
Государство, как правило, облагает любую деятельность, способную приносить доход. В этом выражается абсолютность фискальной функции. Индивид лишен права выбора: платить или не платить налоги. Общеобязательность налогообложения создает необходимый фон для влияния на выбор деятельности путем манипуляции налоговыми обязательствами, сопутствующими тому или иному виду деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов А.И. Проблемы реализации регулирующей функции налогов: Дис. к. ю. н. Самара, 2021. С. 38.
2. Разгулин С.В. О развитии российского налогового законодательства в современных условиях.–М., СПС ГАРАНТ, 2019 г.
3. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебник – М., Банки и биржи, «ЮНИТИ», 2019, - 384с
4. Теория государства и налогов: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2019. С. 592 (автор главы - Т.Н. Радько).
5. Харисов И.Ф. Правовая природа налоговых и таможенных платежей // Налоги. 2019. № 4.
6. Ходов В.Л. Налоги и налоговое регулирование экономики. – М.: «ТЕИС», 2020, - 254с
7. Чурсина И.А. Налогообложение: история и современность // Налоги. 2021. № 3.
8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М., 2020.