Фрагмент для ознакомления
2
Прежде всего, необходимо уточнить понятие «игровая деятельность», «игра». Наиболее общее определение игры дает, пожалуй, Советский энциклопедический словарь [10]: «Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе».
Существует большое количество толкований игровой деятельности. Основные теории игровой деятельности описал С.Л. Рубинштейн.
Существует множество теорий игровой деятельности. Достаточно известна теория К.Гросса. К. Гросс считает, что сущность игры заключается в том, что она нужна для подготовки к дальнейшей серьезной жизни; играя, ребенок тренируется, и его способности возрастают. По Гроссу, в этом и есть необходимость игры.
С. Спенсер также сформулировал теорию игры, развивая мысль Ф. Шиллера. По его теории, источником игры является избыток сил: силы, не растраченные в жизни, в деятельности, выходят в игре.
В теории З. Фрейда и его последователей в играх происходит реализация вытесненных желаний, так как именно в игре есть возможность разыграть и пережить нереализованное в жизни. По Фрейду, играющий человек проявляет свою неполноценность, бежит от жизни, с которой он не может справиться.
В логике марксистского учения теорию игровой деятельности создал Г.В. Плеханов [11]. Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам
Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни.
Одной из последних известных крупных работ по теории игры является, очевидно, книга Д.Б. Эльконина [9]. Д.Б. Эльконин раскрыл содержание детской игры – это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Основная единица детской игры – роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В содержании своей игры дети воспроизводят отношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с разной глубиной постижения и порой проникают в подлинный общественный смысл человеческого труда. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей.
Концепция П.М. Ершова заключается в том, что любая игра происходит из потребностей. Согласно этой концепции игра есть одна из трансформаций потребностей, присущей всем высшим животным и человеку, – потребности в вооруженности (вспомогательные потребности в накоплении и совершенствовании средств удовлетворения своих потребностей).
Тем не менее, несмотря на то, что существует множество теорий игровой деятельности, игра не является до конца изученной, поэтому представляет интерес для исследователей. С одной стороны, многие противопоставляют игру и серьезность. Однако дети, хоккеисты, шахматисты, артисты играют со всей серьезностью. В игре нет различий между истиной и ложью, игра выходит за рамки противопоставления добра и зла. Игра не содержит в себе ни в коем случае моральной функции – ни греха, ни добродетели. Все эти понятия труднодоступны для понимания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
3. Методология игровой деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с.
4. Субботина, Л.Ю. Как играть с ребенком / Под ред. Л.И. Колесовой. М.: Академия развития, 2014. —192 с.
5. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
6. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. — М.: Флинта, 2016. — 256 c.
7. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1976. — 96 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru /text /usova_rol-igry-v-vospitanii-detej_1976/go,2;fs,0/ (Дата обращения: 20.05.2021)
8. Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика. Дошкольное образование. — М.: Юрайт, 2020. — 336 с.
9. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
10. Щербакова, Ю.В., Зубанова, С.Г. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. — М.: Глобус, 2015. — 175 с.
11. Щетинина, А.М. Учим дошкольников играть: игры, занятия, диагностика / Под ред. Т.В. Цветковой. М.: Сфера, 2013. —128 с.
12. Эльконин, Д.Б. Психология игры. — М.: Владос, 1999. — 360 с.