Фрагмент для ознакомления
2
1. Процессуальные особенности возмещения нематериального вреда, причиненного юридическому лицу в результате распространения сведений, порочащих его деловую репутацию
С каждым годом стремительно развиваются и совершенствуются информационные технологии. Широко распространены совещания по видеоконференцсвязи, электронный документооборот с контрагентами, цифровая подпись. При помощи интернета в два клика возможно узнать подробнейшую информацию о деловом партнере, поэтому важно «беречь честь смолоду». Для компаний этот афоризм звучит немного иначе: «береги свою деловую репутацию».
Действительно, деловая репутация – это нематериальное благо, которое представляет собой оценку компании с точки зрения ее деятельности: какое в компании руководство, как она сотрудничает с контрагентами, как исполняет свои обязательства. Деловая репутация – настолько важное и ценное благо, что организации ставят ее на бухгалтерский учет .
Фактически, если вы обладаете хорошей деловой репутацией, то и ваш бренд станет узнаваем, а чем выше узнаваемость бренда, тем меньше денежных средств организация направляет на рекламные кампании, что позволяет больше инвестировать в производственную деятельность, не сталкиваясь при этом с проблемой снижения продаж и нехваткой средств. Это еще раз подтверждает значимость деловой репутации. Если в отношении компании появляется информация, порочащая ее деловую репутацию, то она имеет право на защиту.
Современное законодательство не раскрывает что есть «деловая репутация», в связи с чем допускаются различные трактовки этого понятия. Так, А.А. Цикина даёт определение деловой репутации в широком и узком смысле . В широком смысле – совокупность оценок результатов деятельности лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности его контрагентами, которая характеризует качества, достоинства и недостатки названного лица и выстраивает его уникальный информационный образ.
В узком смысле – это построенный на результатах деятельности имидж лица как субъекта предпринимательской деятельности с присущими ему личными качествами, достоинствами и недостатками. Деловая репутация представляет собой «общественную оценку, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах лица, появляющаяся в процессе предпринимательской или иной деятельности».
Условно, можно выделить деловую репутацию граждан – физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (в том числе некоммерческих организаций). Главным аспектом здесь будет являться то, что репутацией могут обладать только лица, реализовывающие социально-значимую деятельность, то есть предпринимательскую или иную, приносящую доход деятельность, а также общественно-полезную деятельность.
Согласно ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), деловая репутация подлежит судебной защите. Верно заметил Верховный Суд РФ в своем постановлении пленума, что защита деловой репутации юридических лиц является одним из условий их успешной деятельности. Юридические лица не могут рассчитывать на компенсацию морального вреда в том случае, если в их отношении были распространены недостоверные порочащие сведения. Однако это не значит, что юридические лица не получат компенсацию за умаление деловой репутации.
Деловая репутация юридических лиц имеет свою специфику, и тесно связана с имущественным характером предпринимательской и иной деятельности. Ст. 12 ГК РФ закрепляет право на компенсацию морального вреда. Однако, ст. 152 ГК РФ в части компенсации морального вреда не распространяются на юридических лиц. Данное положение закреплено в п. 11 статьи и действует с 2013 года. Связано это с тем, что юридические лица искусственны, а, значит, не могут физически или нравственно страдать, вследствие чего не вправе в качестве способа защиты своего нарушенного права требовать компенсации морального вреда.
Однако, юридические лица, чья деловая репутация была нарушена стали обращаться в суд с исками о возмещении репутационного вреда, но ни в законе, ни в других нормативных актах правило компенсации такого вреда не предусмотрено. В результате, в юридической науке и на практике сложились две противоположные идеи.
Сторонники первой считают, что суд не вправе применят такой способ защиты как компенсация репутационного вреда, поскольку он не закреплён в действующем законодательстве, а, значит, не может применяться. В качестве примера приведём Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.08.2015 № Ф08-5582/2015 по делу № А63-11510/2014.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 508-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 2004.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 № 248-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захаркина Валерия Алексеевича и Захаркиной Ирины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом «б» части третьей статьи 125 и частью третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // // СПС «КонсультантПлюс».
4. Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 № 1253-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Супруна Михаила Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации» // // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.08.2015 № Ф08-5582/2015 по делу № А63-11510/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Определение Верховного Суда РФ от 27.07.2017 № 306-ЭС17-7583 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.11.2016 № 307-ЭС16-8923 по делу № А56-58502/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.04.2015 № Ф05-3875/15 по делу № А40-102076/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.04.2019 № Ф09-1810/19 по делу № А76-17323/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Аксенкина А.Н. Репутационный вред юридического лица // Проблемы управления, экономики и права в общегосударственном и региональном масштабах. Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 3-5.
11. Гильманов А.Р. Проблемы нематериального (репутационного) вреда при защите деловой репутации юридических лиц // Инновационные подходы к правопониманию, правотворчеству и правореализации. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: Г.П. Кулешова (отв. ред.) [и др.]. 2020. С. 84-87.
12. Говердовская Т.В. Современные подходы в трактовке некоторых прав человека // Правовая парадигма. 2018. Т. 17. № 4. С. 71-78.
13. Калинина Е.В. Понятие и сущность личной жизни человека на современном этапе развития общества // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10 (26). С. 754-756.
14. Никулин С.А. Компенсация репутационного вреда как способ защиты права юридического лица на деловую репутацию // Студенческий вестник. 2019. № 18-2 (68). С. 23-27.
15. Скалеух Д.К. К вопросу о соотношении понятий «частная жизнь», «личная жизнь» и «семейная жизнь» в российском конституционном праве // Российское право на современном этапе. Сборник научных трудов ΧΙV Международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 115-117.
16. Сорокина К.В., Лигостаева А.И., Баранова М.А. Проблемы возмещения репутационного вреда юридическим лицам в уголовном процессе // Инновационные подходы в современной науке. сборник статей по материалам XLIV международной научно-практической конференции. 2019. С. 213-217.
17. Цикина А.А. Право юридических лиц на компенсацию // Репутационного вреда в случае умаления их деловой репутации Аллея науки. 2020. Т. 2. № 12 (51). С. 487-493.
18. Шупицкая О.Н. Защита личной жизни и конституция // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2017. Т. 7. № 6. С. 37-40.