Фрагмент для ознакомления
2
1 Задание к электронному семинару. Практические ситуации
Ситуация 1
Работник контрактной службы, отвечающий за приемку и оплату, передал информацию в реестр контрактов, когда установленный срок уже прошел. Работник, отвечающий за ведение реестра, опубликовал сведения об исполнении контракта. Именно этот работник был признан контрольным органом нарушившим закон. Правомерно ли это?
Решение ситуации 1:
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В рассматриваемом случае один работник контрактной службы является должностным лицом, ответственным за своевременное размещение информации в реестре контрактов. На второго работника возложена обязанность проводить приемку товаров, работ, услуг и информировать об этом своего коллегу, отвечающего за ведение реестра.
Однако именно работник, отвечающий за ведение реестра, является ответственным за своевременное получение документов о приемке, т.к. именно он отвечает за своевременное размещение этих документов в реестре контрактов. Зная, что состоялась приемка товаров, работ или услуг, он обязан был на следующий день после приемки требовать предоставления приемочных документов. В случае их отсутствия – поставить в известность руководителя в письменной форме. Так как данный работник, отвечающий за ведение реестра, этого не сделал, следовательно, контрольный орган правомерно признал именно его нарушившим закон.
Ситуация 2
Может ли руководитель контрактной службы быть уполномоченным лицом заказчика, который утверждает план закупок, план-график, а также документацию о закупках такого заказчика?
Решение ситуации 2:
В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). Согласно ч.3 ст.38 ФЗ-44 контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Действующее Типовое положение (регламент) о контрактной службе» утверждено Приказом Минфина России от 31 июля 2020 г. № 158н.
В связи с тем, что контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель Заказчика или один из заместителей руководителя Заказчика, руководитель контрактной службы может быть уполномоченным лицом заказчика, который утверждает план-график, а также документацию о закупках такого заказчика, т.к. перечисленные документы при утверждении подписывают квалифицированной электронной подписью руководителя организации или другого уполномоченного лица.
План закупок в настоящее время отменен. с 1 октября 2019 года нормы, обязывающие заказчиков формировать план закупок, больше не действуют (пп. 4-8 ст. 1, ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ).
Ситуация 3
Государственный заказчик в конкурсной документации установил требование обеспечения исполнения государственного контракта, однако участник размещения заказа его не выполнил. Правомерны ли требования заказчика признать госконтракт недействительным (ничтожным) ввиду непредоставления такого обеспечения и применить последствия недействительности ничтожных сделок, если данный контракт исполнен?
Решение ситуации 3:
В соответствии с ч.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст. 96 контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.5 ст. 96 в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, в данном случае контракт вообще не мог быть заключен, его заключение противоречит требованиям законодательства.
На отношения между участниками госзакупки распространяется действие не только 44-ФЗ, но и Гражданского кодекса. Так, статья 168 ГК РФ устанавливает, что возможно признание контракта недействительным, если он изначально заключен с нарушением требований закона или иного правового акта. А если нарушение затрагивает права третьих лиц или публичные интересы, сделка становится ничтожной. При незаконном заключении государственного контракта часто речь идет о нарушении прав других участников закупки (третьих лиц), так как имеет место необоснованное ограничение конкуренции. В анализируемой ситуации незаконное заключение контракта также повлекло нарушение интересов других участников закупки.
Таким образом, данная сделка является ничтожной, т.е. изначально не имеет под собой никаких оснований. Следовательно, требования заказчика признать госконтракт недействительным (ничтожным) ввиду непредоставления обеспечения исполнения контракта и применить последствия недействительности ничтожных сделок, правомерны.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (с изм. и доп. на 30.04.2021) // UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_5142/ (дата обращения: 27.05.2021)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2005 № 195-ФЗ) с (изм. на 30.04.2021) // UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_34661/ (дата обращения: 27.05.2021)
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп. на 30.04.2021) // UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_144624/ (дата обращения: 27.05.2021)
4. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063» (с изм. и доп. от 02.08.2019) // UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_227100/ (дата обращения: 27.05.2021)
5. Приказ Минфина России от 31 июля 2020 г. № 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» // UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_365600/ (дата обращения: 27.05.2021)