Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Появившись первоначально как понятие, дословно обозначающее обработку земли, слово «культура» прочно вошло в обиход современного общества. Сегодня понятие «культура» разнообразно по смыслам и содержанию, оно рассматривается многими отраслями науки.
Социология также является той отраслью знаний, которая рассматривает культуру. И в данной науке культура – это отражение общества, уровня его развития, его благополучия в общечеловеческом смысле: «В культуре как предмете научного исследования социология изучает конкретную структуру и состав средств, форм и методов создания, усвоения и передачи продуктов культуры. Это следует учитывать при социологическом анализе и оценке состояния культуры любого общества, в том числе и нашего. Уровень развития духовной культуры измеряется объемом духовных ценностей, создаваемых в данном обществе, масштабом их распространения и глубиной усвоения людьми. Так, социологи определяют, сколько университетов, научно-исследовательских институтов, школ, театров, музеев, библиотек и т. д. действует в данном государстве, регионе, городе. Но мало иметь одни лишь статистические количественные показатели. Важно оценить качество производимой духовной продукции – образования, научных открытий и изобретений, спектаклей и кинофильмов и др. Взятые вместе, эти показатели характеризуют конечную цель культуры – способность каждого человека не только овладеть накопленными в ходе истории знаниями, ценностями, практическими умениями, но и внести свой личный вклад в обогащение сокровищницы человеческой культуры.» [4, с.171]
Культуру условно подразделяют на составляющие элементы.
Одним из этих элементов являются социальные ценности. Как раз по ним и можно судить об уровне морали, человечности и порядочности современных людей. Ценности всегда отражают состояние их носителя – общества.
Изучение ценностей современной молодежи является очень актуальным вопросом. Ведь молодежь – это те, кто только «входит» во взрослую жизнь, это те, кто будет определять ближайшее будущее того общества, в котором мы живем. В то же время в настоящий момент формирование ценностей у молодежи проходит в весьма специфичных условиях – это и непостоянство внешней среды, и множество разнонаправленных направлений культуры, самовыражения, и разнообразие СМИ, и всеобщая глобализация. Нынешняя молодежь столкнулась, пожалуй, с таким разнообразием внешних ориентиров, с каким не сталкивалось ни одно поколение живущих ранее людей. Это настоящий вызов для современных молодых людей. Поэтому весьма интересно отследить – какие ориентиры на сегодня актуальны для молодых людей – традиционные (такие как семья, дружба, дети) или новые (карьера, удовольствия, успех).
1 Элементы культуры
Понятие «культура» весьма обширно и многолико. Это понятие рассматривают и описывают многие науки, такие как этнография, культурология, история, философия, социология. В социологии культура прежде всего рассматривается как отражение развития общества, его функционирования: «Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности» [6, с.190].
Трактовка термина «культура» очень разнообразна. Социологический энциклопедический словарь дает такие трактовки:
«1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека.
2.Сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества.
3. Уровень овладения той или иной областью деятельности.
4. Формы соц. поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования» [5, с.151].
К элементам культуры относят такие понятия, как:
1. Язык - «Система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации» [5. С.432] То есть язык – это такая часть человеческой культуры, которая способствует передаче и накоплению информации, а также позволяет в символичном виде передавать человеческий опыт от отцов к детям.
2. Социальные ценности – «В широком смысле – значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, соц. группы, личности; в более узком – нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами обществ. сознания» [5. С.402-403]. Социальные ценности - эта основа, на которой выстроены социальные нормы.
3. Социальные нормы – «образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение к-рых ожидается от члена к.-л. группы или общества о поддерживается с помощью санкции» [5. С.204]. Выделяются следующие функции социальных норм: «интегрирование индивидов в группы, а группы в общество; регулирование общего хода социализации; контролирование девиантного поведения; формирование моделей, эталонов поведения.» [7] Социальные нормы с одной стороны, выступают как ориентиры поведения, а с другой – как «мера» для оценки поведения человека, его поступков.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук / ред. Т. И. Фролов. - М.: Наука, 1989. - С. 426-433.
2. Гежа А.Г. Особенности структуры социальных ценностей студенческой молодежи как социально-деятельностной группы общества// Журнал «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007г. - №2 (138). – с.27-31.
3. Забокрицкая Л.Д., Хлебников Н.А., Орешкина Т.А., Комоцкий Е.И. Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте» //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 148—167. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.692.
4. Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУНиПТ, 2010. 292 с.
5. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г, В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с.
6.Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с. ISBN 5-238-00130-4
6. Электронный ресурс https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/obychaj-chto-ehto-takoe-primery-obychaev.html (дата обращения 17.05.2021)
7. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_норма# :~:text=Социальные%20нормы%20-%20это%20ожидания,нормы%2C %20окружающие%20ждут%20определенного%20поведения (дата обращения 17.05.2021)