Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
Экспериментальные и не экспериментальные планы психологических исследований
1 Общая характеристика экспериментальных планов. Классификация экспериментов
Планирование эксперимента является центральным этапом всей процедуры. В первую очередь, речь идёт о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Также планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.
Следующим шагом является выбор экспериментального плана. Выбор экспериментального плана зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных необходимо контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т. д. При ограниченности времени и ресурсов (в том числе финансовых) выбирают максимально простые экспериментальные планы. Для проверки сложных гипотез, требующих управления несколькими независимыми переменными и/или учета многих дополнительных переменных, используют соответствующие усложненные планы.
Простейшими являются планы для двух групп (основной и контрольной). Если необходим более сложный контроль, применяются планы для нескольких групп. Дру¬гой вариант, часто используемый в психологии, факторные планы. Они исполь¬зуются, если требуется выявить влияние двух и более независимых переменных на одну зависимую. При этом независимые переменные могут иметь несколько уров¬ней интенсивности. Простейшие факторные планы типа 2х2 или 2х2х2 предпо-лагают использование двух и, соответственно, трех независимых переменных с дву¬мя уровнями градации.
2 Основные понятия
План исследования, план истинного эксперимента, квазиэкспериментальный план, воздействие, источники артефактов, факторный план, воздей¬ствие, источники артефактов, факторный план, латинский квадрат, ротационный план, асимметричный перенос, симметричный перенос, план альтернативных воздей¬ствий, схемы уравнивания, план ex-post-facto, корреляция, коэффициент корреля¬ции, лонгитюд, естественное развитие.
3 Какими бывают экспериментальные планы?
3.1 Планы для одной независимой переменной
План «истинного» экспериментального исследования отличается от других следующими важнейшими признаками:
1) применением одной из стратегий создания эквивалентных групп, чаще всего рандомизации;
2) наличием экспериментальной и, как минимум, одной контрольной группы;
3) завершением эксперимента тестированием и сравнением поведения группы, по¬лучившей экспериментальное воздействие (X1), с группой, не получившей воз¬действия Х0.
Классическим вариантом плана является план для 2-х независимых групп. В пси¬хологии планирование эксперимента начинает применяться с первых десятилетий XXв. Существуют три основные версии этого плана.
1) План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздей¬ствия. Его автор известный биолог и статистик Р. А. Фишер [Fisher R. A., 1935].
Равенство экспериментальной и контрольной групп является совершенно необходимым условием применения этого плана. Чаще всего для достижения эквивалентности групп применяют процедуру рандомизации. Этот план рекомендуют использовать в том случае, когда нет возможности или необходимости про¬водить предварительное тестирование испытуемых. Если рандомизация проведена качественно, то этот план является наилучшим, позволяет контролировать боль¬шинство источников артефактов; кроме того, для него применимы различные вари-анты дисперсионного анализа.
После проведения рандомизации или иной процедуры уравнивания групп осуществляется экспериментальное воздействие. В простейшем варианте используется лишь две градации независимой переменной: есть воздействие, нет воздействия.
Если необходимо использовать не один уровень воздействия, то применяются пла¬ны с несколькими экспериментальными группами (по числу уровней воздействия) и одной контрольной.
Если же нужно контролировать влияние одной из дополнительных переменных, то применяют план с 2-мя контрольными группами и 1-й экспериментальной. Измере¬ние поведения дает материал для сравнения 2-х групп. Обработка данных сводится к применению традиционных для математической статистики оценок.
2) План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием.
План с предварительным тестированием пользуется популярностью у психоло¬гов. Биологи больше доверяют процедуре рандомизации.
Показать больше