Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью выполнения контрольной работы является закрепление и углубление знаний по изучаемой дисциплине, обучение работе с экономической литературой, анализ современных экономических тенденций и опыта.
Задачами выполнения контрольной работы являются:
– приобретение и углубление навыков поиска, анализа и обобщения данных научного, экономического, справочного и другого характера, необходимых для профессиональной деятельности;
– овладение понятийным аппаратом, методами и инструментарием, предусмотренными программой дисциплины; умение использовать их для решения как типичных, так и нетипичных проблемных ситуаций;
– формирование навыков и компетенций будущего специалиста, развитие умения самостоятельно анализировать многообразные экономические явления современности, применять полученные знания для решения практических задач, формулировать и аргументировать собственную позицию в их решении.
1. Государство защищающее и государство производящее (по Дж.Бьюкенену)
В качестве важной темы исследований ученого Дж. Бьюкенена следует выделить тему отношений государства и граждан и роли государства. Эта тема представляет собой институциональный фундамент концепции общественного выбора. Если рассуждать о времени появления функций государства, то необходимо отметить, что уже на этапе заключения необходимого всем конституционного договора, фиксирующего первоначальное распределение существующих прав, государство на себя берет роль внешнего гаранта, а это, в свою очередь, увеличивает полезность общества. При этом функция государства защищающего – это следить за полным соблюдением договора, а также выявлять нарушителей без изменений правил игры.
В качестве второй функции – государство производящее (а именно, производящее общественные блага), в первую очередь, реализуется посредством законодательного процесса на этапе заключения необходимых постконституционных договоров. Отметим, что для государства производящего научные и экспертные решения никакой роли не играют. Значимы демократические процедуры, в противовес государству защищающего, которое, напротив, не является демократическим. Расширяющиеся ограничения свободы индивида характеризуются в качестве платы за жизнь в социуме, за обязательное сохранение правопорядка. Но человек всегда себя чувствует объектом наказания, которое предусматривает договор.
Бьюкенен в своих работах обращает внимание на существующую двойственность роли государства: государство производящее и государство защищающее.
Ученый проводит явное различие между двумя стадиями политического процесса: установление правил и игрой по зафиксированным правилам, конституционная стадия и постконституционная стадия. Согласно указанным стадиям делят роли государства. При этом «государство защищающее» всегда обеспечивает игру по зафиксированным конституционным правилам, хотя эти правила не определяет (функционирует аналогично футбольному судье), а «государство производящее» предоставляет обществу необходимые нерыночные блага, т. е. блага, которые плохо обеспечивают частные рынки либо не обеспечивают совсем 1, с. 78.
Согласно Бьюкенену, идеальное общественное устройство опирается на принципы контракционизма. Среди них выделим:
1. Равный соответствующий подход ко всем людям на конституционной стадии, причем правило единогласия применяется для защиты установленных индивидуальных прав и таким образом гарантирует, что отражаемые в конституции институты и правила будут относиться к личностям также беспристрастно, иными словами, как к равным.
2. Принципиальное различие установлено между действиями, осуществляемыми в пределах конституционных правил, и непосредственными изменениями таких правил. А правила имеют место лишь на конституционной стадии и построены в идеале на принципе единогласия.
3. В политическом процессе действия на второй стадии четко ограничены правилами, установленными на конституционной стадии (первой), причем это справедливо и для отдельных индивидов, и для выбранных представителей граждан, представляющих правосудие.
Бьюкенен полагал, что в той степени, в какой государство соответствует указанным критериям, оно может именоваться конституционной демократией, институты которой характеризуются соответствующими контракционизму всеми нормативными свойствами.
Ученый полагал, что любое демократическое государство имеет свое определенное «конституционное статус кво» (как формальная конституция (США) либо неформальная (Великобритания)). Далее каждый гражданин сравнивает такой статус кво с некоторой идеальной конституцией, которую индивид может себе представить в качестве продукта единогласного решения всех граждан, если бы именно сегодня состоялось голосование. В случае, если разрыв между идеальной и реальной конституцией не очень большой, то человек увидит, что в его личных интересах соблюдать существующую конституцию. По мнению Бьюкенена, каждый индивид должен себя спросить о том, какова действующая конституция, и о том, возможно ли более совершенную конституцию получить с меньшими издержками, и каковы выгоды от нее в потенциале.
Мнение Бьюкенена следует одновременно характеризовать и в качестве консервативной (т. е. защищающей установленный порядок) и в качестве революционной. Согласно ему, «конституционная революция» оправдана, если установленные правила настолько далеки от тех, которые сегодня обществом потенциально могли бы быть выбраны, причем издержки принятия лучшей новой конституции значительно меньше, в сравнении с издержками от соблюдения устаревших правил.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенов, К. А. Системы поддержки принятия решений в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / К. А. Аксенов, Н. В. Гончарова ; под научной редакцией Л. Г. Доросинского. – Москва: Издательство Юрайт, 2019; Екатеринбург :Изд-во Урал.ун-та ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. – 103 с.
2. Мамаева, Л.Н. Институциональная экономика: Учебник / Л.Н. Мамаева. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 360 c.
3. Одинцова, М.И. Институциональная экономика: учебник для академического бакалавриата / М.И. Одинцова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 459 c.
4. Алексеев, В.М., Алексеева, М.С. Стратегия делового администрирования в процессе принятия управленческого решения менеджером государственной и муниципальной сферы // Вестник науки. 2018. Т. 1. № 9 (9). С. 85-86.
5. Жданова, П.В., Адамская, Л.В. Подготовка и принятие управленческих решений // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 4 (17). С. 32-33.
6. Журавлева, О.В. Системы поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления // Центральный научный вестник. 2018. Т.3. № 23S (64S). С. 7-8.