Фрагмент для ознакомления
2
1. Охарактеризуйте основные идеи философии права средневековья.
Средневековые философские и юридические идеи, как и сам закон, носили интеллектуальный (божественный) характер. Все юридические факты этого периода трактуются через призму двух основных понятий: Бога и человека. Jus divinum, jus sacrum - "божественная истина есть святая истина" - тезис, сопровождавший философскую и юридическую мысль на протяжении всего Средневековья. Философия права стремится не только обосновать правовые основы существования Бога, но и доказать, что именно божественная благодать позволяет нам судить и измерять поступки людей. Однако средневековые мыслители разделились в своей оценке роли Божьей Благодати. Так, христианский монах Пелагий (настоящее имя Морган; IV – v вв.) считал, что человек может совершенствоваться без божественной силы (благодати), а блаженный Августин (354-430), напротив, убежден, что человек грешен, зол и направляет его к добру только воля Божья. Более того, человечество приобрело грех, нарушив Запрет Бога и желание жить не по божественным установлениям, а по своим собственным законам.
Первородный грех оценил образование двух миров- "выпускников": "города Божьего" (представленного на Земле церковью) и "города Земли" (представленного светским государством). Соответственно, люди: одни (праведники) живут в "граде Божьем "по законам Божьим, другие (грешники) - жители" града Земного " - руководствуются другими законами, вторичными по отношению к божественным. Законы" города Земли", которым учил Августин, должны подчиняться законам" города Божьего " и формулироваться как Божьи Заповеди, а церковь может и должна осуществлять контроль над всей деятельностью светского государства. Проблема взаимоотношений между светским государством и церковью также занимает центральное место у Фомы Аквинского (1225-1274), который недвусмысленно воспринимает церковь, провозглашающую: "Вся сила Божья."Под законом он понимал, как и Аристотель, эквивалентность действий и в то же время работу божественной справедливости в обществе.
Далее, закон, согласно Фоме Аквинскому, делится на три уровня:
- божественный закон, институты, которые Бог дал человеку как "творению Божьему", нормы церкви как представителя власти Бога на Земле;
- закон народов, понимаемый как естественный закон в его аристотелевской интерпретации;
- человеческий закон как позитивный библейский закон светского государства. Каждый уровень имеет свои собственные законы.
Божественное право воплощено в вечном законе, то есть в правилах Бога; право народов в естественных законах (стремление к самосохранению, размножению и уважению достоинства), соответствующих человеческой природе; право человека – в светских законах, заставляющих людей силой и страхом не творить зла.
Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчинения) и непротиворечивость низших законов высшим. Если человеческие законы противоречат законам природы, они не должны соблюдаться и должны быть заменены. Очевидно, что вечный закон не подлежит пересмотру или даже обсуждению.
2. Проанализируйте основные модели соотношения государства и права на примере современного Российского государства.
В юридической литературе часто указываются три возможные модели взаимоотношений государства и права:
тоталитарная (приоритет государства перед законом);
либеральная (право выше государства);
прагматичная (государство устанавливает и соблюдает закон).
В то же время многие ученые объединяют либеральные и прагматические теории в одну, потому что суть этих теорий очень схожа.
Тоталитарный режим провозглашает государственный суверенитет над законом. При тоталитарной системе связи государства и права политические решения государства заменяют предписания правовых актов. Политические решения имеют приоритет над юридическими решениями. Ради интересов правящей элиты забываются интересы населения. Демократические институты либо не существуют, либо не работают, наличие носит декларативный характер.
Права населения строго ограничены, и гражданам разрешается совершать только те действия, которые определены государством как разрешенные. Политические, экономические и социальные права не только ограничены. Личные права граждан также нарушаются установлением государственной идеологии, государственной религии и т.д. Правящая элита поддерживает лидера. Деятельность присосок конечностей запрещена. Превышение установленных норм является преступлением. Как правило, невозможно повлиять на деятельность государства в целом и должностных лиц государственного аппарата, особенно правовыми средствами.
Поэтому произвол чиновников не является редкостью, но практически живет социальной жизнью такого общества. Этот произвол часто сводится к запланированным репрессиям и терроризму против населения. В условиях, когда каждый государственный орган имеет возможность" заменить " юридическое решение политическим, отношения между самими государственными институтами не существуют в рамках правового поля, а основаны на личном авторитете, близости к государственным лидерам и других субъективных факторах. Это, конечно, приводит к неэффективному управлению страной, чиновничьему произволу, задержкам в решении оперативных государственных задач. При такой структуре отношений между законом и государством, не позволяла широкому кругу населения управлять государством через выборы.
Для подавления закона государством разрушается институт разделения властей. Вся власть принадлежит, как правило, одной правящей партии, а судебная система не имеет реальной независимости. Правящая партия сливается с государственным аппаратом. Крайняя централизация установлена в управлении и бюрократии исполнительной власти.
Либеральная модель отношений между правом и государством предполагает доминирующую роль права над государством. Модель основана на существовании в стране верховенства закона и гражданского общества. Принципы, лежащие в основе верховенства права, являются наиболее полной гарантией прав человека, гражданских прав и свобод и непоколебимой приверженности политической власти через закон.
В философском смысле свободу можно определить как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, основываясь на знании объективной реальности. В государстве, управляемом верховенством права, необходимо создать условия для юридического лица, какой тип механизма для юридических барьеров, который основан на принципе "то, что не запрещено законом, разрешено". Создание широкого спектра прав и свобод позволяет применять их непосредственно лично, дает возможность чувствовать себя независимым. Что касается закона о мерах по сокращению, то здесь ведущее место занимает принцип разделения властей.
Основной тезис этого принципа заключается в том, что для установления политической свободы, обеспечения верховенства закона и устранения злоупотреблений властью со стороны любой социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную.
Более того, каждый из них, являясь самостоятельным органом и взаимной поддержкой, выполняет свои функции через особую систему органов и специфических. Верховенство права необходимо для построения либеральной системы отношений между законом и государством. Это означает, что закон, принятый верховной властью, не может быть отменен, изменен или приостановлен действиями исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые представляют весь народ и соответственно выражают общественные интересы, в отличие от инструкций и распоряжений, принятых министерствами и ведомствами в своих узких интересах или даже корпоративных интересах.
Поэтому, когда ведомственные приказы отличаются от закона, закон должен применяться. Взаимная ответственность государства и индивида также является средством ограничения политической власти, тем самым расширяя права индивида. Физическое лицо и правящая организация должны действовать как равные партнеры, заключившие своего рода соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности. В соответствии с законом государственные органы не могут нарушать его положения и несут ответственность за нарушения или неисполнение этих обязательств. Юридически обязательный характер государственных органов обеспечивается системой гарантий, исключающих административный произвол.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аблеев, С. Р. История мировой философии : учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.
2. Багдасарьян, Н. Г. История, философия и методология науки и техники : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян ; под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с.
3. Бессонов, Б. Н. История философии : учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 278 с.
4. Вундт, В. М. Введение в философию : учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
5. Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата / Г. В. Гриненко. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.