Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внимание государств и международных организаций к международ-ному воздушному транспорту заметно усилилось в связи с резким падением уровня безопасности полетов. Подавляющее большинство авиационных происшествий и серьезных инцидентов произошли из-за недостатков в орга-низации и выполнении полетов, имеют место факты невыполнения сертифи-кационных требований, предъявляемых к эксплуатантам воздушного транс-порта, нарушение экипажами установленных правил полетов, загрузки воз-душных судов, допускаются превышения их взлетной массы, провоз неоформленных в установленном порядке пассажиров и груза.
Объектом исследования являются специфические международно-правовые отношения, возникающие в области гражданской авиации, опреде-ляющие взаимные обязательства участников международных соглашений относительно применения норм международного воздушного права.
Предметом исследования является международно-правовое регулиро-вание отношений в области гражданской авиации, связанных с обеспечением принципа безопасности.
Цель работы заключается в анализе проблем регулирования деятель-ности эксплуатанта воздушных судов на основе оценки уровня авиационной безопасности.
Для достижения указанной цели будут решены следующее задачи:
- изучить сертификационные требования к эксплуатанту в коммерческой гражданской авиации.
- дать понятие эксплуатанта воздушных судов.
- разработать предложения и рекомендаци по совершенствованию государственных (национальных, правительственных) систем контроля по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности государств-членов.
- описать безопасность полетов в России по сравнению с мировой авиационной системой.
Методология научного исследования состоит из: методов познания (анализ, синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение), из общенаучных методов (эмпирическое исследование, методы теоретического познания), а также частно-научных методов (формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод). Использование указанных методов позволило осуществить комплексный анализ исследуемого явления, выявить его сущность, определить функции, особенности заявленной темы.
Для исследования данной темы были использованы труды научных де-ятелей в области международного права.
Для раскрытия темы использовалась законодательная база России, а также нормативно-правовые акты междурядного уровня.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использо-ванных источников.
Глава 1. Сертификационные требования к эксплуатанту в коммерческой гражданской авиации
1.1 Понятие эксплуатанта воздушных судов
Согласно статьи 61 п. 3 Воздушного Кодекса РФ, эксплуатант - граж-данин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собствен-ности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетель-ство) эксплуатанта.
Данное определении выделяет три квалифицирующих признака, в со-вокупности которых гражданин или юридическое лицо могут быть признаны эксплуатантом.
Во-первых, гражданин или юридическое лицо, должно иметь воздуш-ное судно на законном основании, с использованием любого имущественного права: как на праве собственности или хозяйственного ведения, так и на ос-нове гражданско-правового договора (аренда, лизинги др.).
Второй признак эксплуатанта - использование воздушного судна по целевому назначению, то есть для полетов.
Третий признак - наличие сертификата эксплуатанта.
Сертификат эксплуатанта - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации для подтверждения соответствия эксплуатанта установленным требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.
Сертификация эксплуатантов - процедура подтверждение соответствия эксплуатантов требованиям воздушного законодательства Российской Феде-рации.
Сертификация эксплуатанта является одной из форм государственно ответственности за обеспечением безопасности полетов коммерческой граж-данской авиации.
Сертификат эксплуатанта действует бессрочно, за исключением случаев введения ограничения в их действие, приостановления действия или аннули-рования его уполномоченным органом.
Выполнение коммерческих воздушных перевозок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не имеющим сертификата эксплуа-танта, не допускается.
Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационны-ми правилами (ФАП) "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юри-дических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ком-мерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" от 2015 года (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 13 ав-густа 2015 г. N 246).
Согласно указанным ФАП, обязательными разделами деятельности эксплуатанта являются следующие направления:
1. Управление деятельностью
2. Документация и руководства
3. Организация подготовки и выполнения полетов
4. Управление безопасностью полётов
5. Поддержание летной годности воздушных судов
6. Обеспечение авиационной безопасности
7. Организация наземного обслуживания
8. Организация работы кабинного экипажа.
1.2 Требования к эксплуатанту воздушных судов
Эксплуатант должен владеть воздушными судами в количестве, опре-деляемом графиком оборота воздушных судов, с учетом необходимого ре-зерва. Финансово-экономическое состояние эксплуатанта должно позволять реализацию заявленной деятельности и поддерживаться на соответствующем уровне.
По каждому направлению деятельности к эксплуатанту предъявляется конкретный перечень сертификационных требований. В качестве основных, можно выделить следующие.
Так, по направлению «Управление деятельностью» эксплуатант обязан :
Осуществлять
. подготовку и выполнение полетов
. прием на работу специалистов, в том числе авиационного персонала, организацию подготовки и контроль их квалификации;
. обеспечение функционирования системы управления безопасностью полетов (СУБП).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты и иные источники
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014№ 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2 Договор об Антарктике (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) (с изм. от 04.10.1991) // СПС Консультант плюс.
3 Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000) // СПС Консультант плюс.
4 Резолюция Ассамблеи ИКАО А1-31 (современная версия в Резолюции А33-14 (прил. А)) // Юридическая наука. 2013. № 3. С. 119.
a. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.06.2018) // "Российская газета, № 59-60, 26.03.1997.
5 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Российская газета, № 97, 06.05.2011.
6 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // "Российская газета, № 303, 31.12.2012.
7 Постановление Правительства РФ от 15.07.2008 № 530 (ред. от 07.10.2017) «Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.07.2008, № 29 (ч. 2), ст. 3525.
8 Приказ Минтранса России от 12.09.2008 № 147 (ред. от 16.09.2015) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2008 N 12701) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 48, 01.12.2008.
9 Приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (ред. от 18.07.2017) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 № 14645) // Российская газета, № 169, 10.09.2009.
Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии
10 Бордунов В. Д., Котов А. И., Малеев Ю. Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 2019.
11 Бордунов В.Д. Международное воздушное право. М., 2107.
12 Верещагин А.Н. Международное воздушное право. М., 2016.
13 Дежкин В. Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений. М., 2019.
14 Капустин А.Я. Международное право. М., 2018.
15 Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М., 2016.
16 Мовчан А.П. Международное воздушное право. М., 2018.
17 Право международных организаций: учебник дла бакалавриата и магистратуры / под ред. А.Х. Абашидзе. М., 2014.
18 Снисаренко С. И. Безопасность полетов. Новосибирск. 2017.
19 Таубе М.А. История зарождения современного международного права. СПб, 2019.
20 Фёдоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XX веке. М., 2017.