Фрагмент для ознакомления
2
С. Т. Посохова
Современная психологическая диагностика: проблемы и теории этики
1) Каково назначение данной работы, ее цель?
Цель данной работы – проследить развитие психодиагностики с момента ее зарождения до наших дней, очертить проблемы современной психодиагностики. В статье затрагиваются вопросы взаимодействия психодиагностики и этики, делается акцент на этическую составляющую современной психодиагностики.
«На этапе наивной психодиагностики, к которой имели самое непосредственное отношение физиогномика, френология, графология и хиромантия, доминировала идея выявления и описания психических явлений…
Считается, что становление научной и практической психодиагностики начинается с конца ХIХ в. Это время ассоциируется с зарождением экспериментального дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов и потребностей практики. Введение в область психологических исследований эксперимента, а также математических методов существенно изменило содержание и смысл психологии вообще и психодиагностики в частности. Магистральной линией развития психологической диагностики этого времени и одновременно главным ее достижением можно считать интенсивную разработку психодиагностических средств измерения психических проявлений человека…Вплоть до конца ХХ в. психодиагностика рассматривалась прежде всего как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, т. е. как измерительный инструмент…
Последние десятилетия ХХ в., как и начало ХХI в., можно расценивать как новый этап развития психологической диагностики…
Конвергенция линий общественного и научного развития привела к тому, что в конце 1980-х годов масштабно заявила о себе практическая психология…Практическая психология как особая область знаний ориентировалась в первую очередь на потребности конкретного человека и была призвана расширять его возможности в преодолении актуальных, жизненно важных проблем. Уникальность задач, решаемых практической психологией, потребовала смещения плоскости психологического изучения человека. Человек уже не мог рассматриваться только через совокупность психических процессов, психических состояний или свойств. Потребовалось целостное видение человека как активного субъекта взаимодействия с окружающим миром и самим собой. Видимо, в ответ на эти требования происходит и ряд изменений в психодиагностике, которые можно систематизировать следующим образом:
• расширяется смысловое пространство психодиагностики;
• дополняются психодиагностические принципы;
• складывается триединство психодиагностики, прогноза и психологической помощи;
• расширяются диагностируемые сферы личности;
• возникает необходимость разработки и апробации психодиагностических комплексов, предназначенных для выявления не только проблемных зон личности, но потенциалов и ресурсов адаптации в изменяющихся условиях жизни и деятельности;
• возрастает роль этики в практической деятельности психолога-диагноста …
В настоящее время существенно изменились практические аспекты психологической диагностики… Среди многочисленных аспектов профессиональной подготовки в области психологии выкристаллизовываются два взаимосвязанных и во многом определяющих дальнейшую конкурентоспособность психологической науки и практики. Первый аспект преимущественно связан с успешностью и качеством усвоения психологических дисциплин будущими психологами, а также с формированием адекватной современным требованиям научной позиции... Второй аспект касается развития личности самого психолога, совершенствования его общей и профессиональной культуры, нравственного и духовного облика в процессе обучения и непосредственной профессиональной деятельности. Несмотря на равную ценность указанных аспектов, особое значение сегодня приобретает все-таки второй, определяющий степень принятия и глубину понимания этических норм и принципов…
Показать больше