Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Сущность эстетики и специфика эстетического восприятия, его роль в гармонизации внутреннего мира ребенка 5
2 Компоненты эстетического восприятия 11
3 Сущность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Полнота внутреннего мира ребенка, во многом, зависит от эстетической развитости личности, от способности сильно и глубоко понимать свои чувства, быть в гармонии с окружающей средой и социумом. Тема становления «человеческого в человеке» на сегодня становится актуальной в связи с процессами общества и мира. Сейчас мы наблюдаем «информационный бум», коммерциализацию практически всех сфер жизни. Это часто приводит к вытеснению эстетической среды, к духовному оскудению жизни социума и человека.
Образование сегодня направлено на создание и развитие операциональных, прагматических частей интеллекта, которые формируют конкретный тип человека .
Культурный и духовный потенциал ребенка, содержащий в себе эстетические ценности и отношения, остается мало востребованным. Предпосылкой становления эстетической личностной культуры является развитое эстетическое восприятие. При помощи восприятия прекрасного в искусстве, окружающей среде личность начинает и в себе воспринимать прекрасное. А это крайне важно в детстве и юности, когда человек формирует свое «Я», идентичность, свои ценности.
Крайне важен рассматриваемый вопрос и в младшем школьном возрасте. В этот период школьники обладают богатыми предпосылками для развития эстетического восприятия. Они откликаются эмоционально на красивое, восприимчивы к красоте, впечатлительны, у них хорошо развита интуиция. Во многом школа требует от ребенка развития интеллекта, а эстетическое восприятие и переживание часто является не таким важным для нее. Эстетический опыт младшего школьника является невостребованным, часто нарушена преемственность в развитии данного опыта.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает сенсорными образцами, понимает классы признаков и свойств явлений и объектов действительности. Но его чувственный опыт требует развития в обстоятельствах специально организованной эстетической среды. Определенная ограниченность эстетических переживаний в таком возрасте связана, во многом, с отсутствием в школьном обучении условий для полноценного развития эстетических чувств ребенка.
Целью данной работы является рассмотрение психологических предпосылок гармонизации внутреннего мира ребенка.
Задачи:
- описать сущность эстетики, эстетического восприятия, его роли в гармонизации внутреннего мира ребенка;
- рассмотреть компоненты эстетического восприятия;
- изучить особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
1 Сущность эстетики и специфика эстетического восприятия, его роль в гармонизации внутреннего мира ребенка
Эстетическое восприятие как особый вид психической деятельности личности отличается специфическими особенностями ее структурных компонентов - эмоционально-волевых, интеллектуальных, познавательных и личностных:
1) умение подчинить свое восприятие поставленной задаче;
2) видение целого в единстве формы и содержания, фантазии, ирреального;
3) сведение сложного к простому;
4) выявление наиболее общей закономерности;
5) диалог как «сотворчество понимающих»;
6) умение видеть, понимать и передавать в речи эстетические переживания и суждения;
7) осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта.
Рассмотрим, что является эстетикой.
Баумгартен говорит о том, что эстетика представляет собой науку про совершенность чувственного познания и усовершенствования вкуса. Значит, эстетика представляет собой специфическую область знаний, знание о прекрасном. Эстетика делится на философскую эстетику и на искусствознание. Гегель впоследствии сужает это понятие до искусства .
Долгое время эстетика развивалась как философия прекрасного. Сегодня, говоря о предмете эстетики, можно сказать, что это и философская дисциплина, и самостоятельная наука, и гармония человека и природы, и пр.
Также существует представление о том, что эстетика представляет собой науку о природе, законах эстетического освоения реальности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бычихина О.А. Эстетическое восприятие как фактор гармонизации внутреннего мира ребенка //Искусство в школе.-2006.-№5.-С.69-71.
2) Ермакова Е. Е. Философия. – Высшая школа, 2016
3) Жукоцкий В. Д. Философия. Часть I. – Нижневартовск: «Приобье», 2016
4) Культурология. История мировой культуры /Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2016
5) Струнинг А.М. Развитие творческого воображения младших школьников на занятиях по изобразительной деятельности / А.М. Струнинг. – Обнинск, 2016.
6) Флерина Е. А. Эстетическое воспитание младших школьников / Е. А. Флерина. – М.: Просвещение, 2011
7) Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Высь, 2014
8) Шевчук А. Организация творческих видов деятельности детей / А. Шевчук // Воспитание. – 2015. - №1. – С.7-10