Фрагмент для ознакомления
2
Практическое задание №1
Методы психолого-педагогической диагностики.
Методы Виды Характеристика Преимущества Недостатки
формализованные методы
тесты Индивидуальные тесты вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого менее экономичны по сравнению с групповыми
Групповые тесты тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек) строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ПК у экспериментатора гораздо меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании
вербальные основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям
невербальные тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.) требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования
Опросники закрытые заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение
открытые предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени
проективная техника группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах, уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов
малоформализованные метды
Метод наблюдения
хронологические, полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированные в естественных условиях, открытое или скрытое можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование Поскольку в этом методе в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме
Субъективность
беседа интервью: клиническое диагностическое проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).
дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего
контент-анализ количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.
основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа, позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями, беседами, тестами учителя и т. п. формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат
Бланк выполнения задания 2
Каталог методик диагностики познавательных процессов
№ п/п Психический познавательный процесс Название методики, автор Цель диагностической методики Стимульный материал Характер действий диагностируемого Краткая процедура обработки результатов
Дошкольный возраст
1. Восприятие «Чего не хватает на этих рисунках?»
Р.С. Немов Выявить уровень целостности восприятия (умения осуществлять зрительный анализ и синтез) Серия картинок, на каждой не хватает какой-то существенной детали. Ребенку предлагается как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий диагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.