Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Деловое общение играет важную роль в становлении и развитии любой организации. Ведь сотрудникам приходится общаться с партнерами, коллегами и начальством. От того, как складывается такое общение, может зависеть успех сделок, карьерный рост и другие важные вещи.
Каждому сотруднику приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Следует избегать конфликтных ситуаций, которые могут негативным образом отразиться на взаимоотношениях как внутри коллектива, так и с партнерами. Конфликты в деловом общении возникают из-за нарушения деловой этики и столкновения интересов. В деловом общении важно уметь договариваться с руководством, сотрудниками, партнерами, коллегами. Ведь каждый из них вступает в процесс коммуникации в определенном социальном статусе.
Трудно представить себе руководителя, который ни разу в жизни не сталкивался с проблемой улаживания конфликтов между подчиненными ему сотрудниками или подразделениями. Поэтому грамотный руководитель должен знать, что собой представляют конфликты в деловом общении и какие пути их преодоления существуют.
Цель исследования - изучение и анализ видов и причин конфликтов в деловом общении, рассмотрение мер профилактики конфликтов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя. Умение бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимым качеств для того, кто хочет достичь успеха в деловой сфере.
Теоретические основы делового общения
Роль общения в человеческой жизни огромна. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью.
Общение — это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение — сложный, многогранный процесс. Оно может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и понимания друг друга. Данное определение подчеркивает системность общения, его многофункциональность и деятельностную природу [2].
Деловое общение – это такой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом [5].
Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами; создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.
Предметом делового общения является дело.
Содержание делового общения'— социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Цель делового общения - организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности [8].
Не менее важный компонент делового общения – совместная деятельность, или деятельность по обмену опытом и информацией. В совместной деятельности можно выделить ряд обязательных элементов: единая цель; общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной деятельности; взаимосвязанность участников; наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий; разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками; координация индивидуальных действий, необходимость управления ими. В отличие от личностно-ориентированного общения, предметом которого выступает характер отношений между его участниками, цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения. Это взаимодействие людей подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организацией, что накладывает определенные рамки на поведение людей. Чтобы общение как взаимодействие происходило успешно, оно должно состоять из следующих этапов:
установка контакта (знакомство) – предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдерживание паузы;
обсуждение интересующей проблемы;
решение проблемы;
завершение контакта (выход из него) [5].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брокгауз Ф. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона : соврем. версия : [в 16 т.]. - М. : Эксмо, 2004.
2. Деловое общение : Учебное пособие / Автор-сост. И.Н.Кузнецов. М.,2007 --378 с.
3. Деловой спор: основные виды и правила ведения [электронный ресурс]: https://anydaylife.com/post/3436.
4. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (Политологический анализ). Ростов-на-Дону. 1992. – 45 с.
5. Казакова О.А. Деловая коммуникация: учебное пособие / О.А. Казакова, А.Н. Серебренникова, Е.М. Филиппова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 132 с.
6. Конфликты в деловом общении [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2016/02/26/konflikty-v-delovom-obshchenii.
7. Косолапов Н. Конфликты постсоветского пространства: проблемы дефиниции и типологии // МэиМО 1995. №2. – 36 с.
8. Кошелева С.В. Основы делового общения : учебное пособие / СВ. Кошелева. - Орел : ОрелГТУ, 2005. - 70 с.
9. Политология. Энциклопедический словарь. М.: 1993 – 142 с.
10. Технология ведения деловой дискуссии. Деловая дискуссия [электронный ресурс]: https://vuti.ru/tehnologiya-vedeniya-delovoi-diskussii-delovaya-diskussiya.html.
11. Шарков Ф. И. Общая конфликтология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки "Конфликтология", "Менеджмент", "Управление персоналом" и "Государственное и муниципальное управление" (квалификация (степень) "бакалавр") / Ф. И. Шарков, В. И. Сперанский ; под общ. ред. Ф. И. Шаркова ; Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. - Москва : Изд.-торговая корпорация "Дашков и К°, 2015. - 237 с.