Фрагмент для ознакомления
2
Введение.
«…Кто хочет актером стать, выучись, прежде всего, читать, как следует».
М.С. Щепкин
Передача образов письменной авторской речи средствами театрального искусства - суть актерской и режиссерской профессии. Возникающая при этом живая, образная речь вызывает в воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей ее многогранности. В процессе сотворчества со зрителем она передает идеи и чувства, особенности художественной формы, стиль автора, помогает слушателям разобраться в читаемом произведении.
Процесс работы над литературным материалом формирует вкус, мировоззрение, понимание жизненного идеала, анализирует личный жизненный опыт.
Таким образом, актуальность темы обусловлена задачами создания художественного произведения, стоящими (наряду с просветительской и воспитательной задачами) перед руководителями театральных коллективов, студий художественного слова, преподавателей театральных дисциплин.
Объект контрольной работы - процесс восприятия и понимания литературного материала.
Предмет контрольной работы - технология работы над литературным материалом.
Цель работы – теоретически обосновать технологию работы над литературным материалом.
Поставленная выше цель работы определила основные задачи, которые будут решаться в данной работе:
- дать характеристику исполнительскому искусству, изучить сущность и специфику искусства художественного чтения;
- проанализировать основные принципы выбора репертуара;
- рассмотреть принципы анализа литературного материала;
- определить исполнительскую задачу и проследить процесс ее воплощения;
- дать оценку роли логики речи в искусстве словесного действия.
Степень разработанности темы.
По методикам работы над литературным материалом уже написано немало книг и научных трудов, проработаны их основные принципы, изучены способы воздействия на слушателя и зрителя. Опираясь на опыт талантливых актеров, режиссеров, педагогов, в этой работе предлагается алгоритм работы над литературным текстом от замысла до рождения художественного произведения.
Методологическая основа исследования представлена совокупностью методов научного познания:
- - методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент);
- - методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.)
Основная часть. Работа над литературным материалом как составляющая исполнительского искусства
Понятие, сущность и специфика искусства художественного чтения
Исполнительские искусства — один из видов художественно-творческой деятельности. К ним относят творческую деятельность:
- актеров и режиссеров, воплощающих на сцене, эстраде, цирковом манеже, радио, кино, телевидении произведения писателей и драматургов;
- чтецов, переводящую в живую речь литературные произведения;
- музыкантов, певцов, инструменталистов, дирижеров, воспроизводящих творения композиторов;
- танцоров, исполняющих замыслы хореографов, композиторов, либреттистов.
Исполнительские искусства по своей сути считаются художественно-творческой деятельностью, так как основаны не на простом механическом переводе исполняемого произведения в другую форму, а на его перевоплощении. Оно включает в себя вживание в духовное содержание произведения, а также интерпретацию исполнителя с позиций его мировоззрения и эстетики. Танец, музыка, опера, театр, иллюзия, искусство мимов, художественная декламация, театр кукол, перфоманс, чтение вслух, ораторское искусство – далеко не полный его спектр.
Художественное чтение – это самостоятельный вид искусства, суть которого заключается в творческом воплощении литературного произведения в действенном звучащем слове.
Художественное произведение – живое, волнующее – должно родиться, как рождается любое другое живое существо, и пройти все этапы «до» рождения, начиная с влюбленности в материал. С момента, когда художник «вынашивает» замысел, любя его, еще неведомого… Затем, захваченный красотой образов, вслушиваясь в ритм, мелодику, в характер текста, в мысль, в образ, размышляет над предлагаемыми обстоятельствами, задает себе вопросы. Проживает, погружается, отбирает главное, ищет форму воплощения. Это процесс интуитивный, очень сильный и глубокий…
Каждый исполнитель по-своему трактует образы героев, мысли и намерения автора, по – своему «видит» изображенную им жизнь, по-своему определяет смысл ее явлений и ту идею, которая в них раскрывается. Эти личные впечатления, мысли и чувства, обусловливая своеобразие трактовки, определяют творческое намерение чтеца, т. е. что и с какой целью он хочет раскрыть слушателям, читая данное произведение.
Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа текста, его отношения к людям, фактам и событиям, о которых он рассказывает, идеи, которую он утверждает.
Основные этапы работы над литературным произведением
1. Выбор литературного произведения.
2. Приспособление литературного текста для исполнения.
3. Идейно-художественный анализ литературного произведения.
4. Действенный анализ литературного произведения.
5. Создание исполнительского замысла.
6. Работа над воплощением исполнительского замысла.
7. Художественное чтение.
8. Анализ исполнения.
Какими средствами художественного чтения актер или актриса передают эмоции, вложенные в произведение автором? Всего их пять: - интонация («речевые краски») – включает в себя все разнообразие возможностей голоса актера, передающих чувства и личную оценку чтеца относительно конкретных эпизодов произведения. Интонация должна нести высокую тембральную насыщенность, вариативность, обладать пластикой и естественностью.
- паузы логические – отделяют группы слов или фраз по принципу их логической законченности.
- паузы психологические – призваны усилить эмоциональную нагрузку данного фрагмента действия, придать эпизоду психологическую глубину.
- темп – определяет скорость речевого потока, регулирующую все необходимые приемы интонаций, длительность пауз, возрастающую или понижающуюся динамику передачи повествования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багрова, Е.О. От техники речи к словесному действию: учебно-методическое пособие / Е.О. Багрова, О.В. Викторова. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. ЭБС Лань
2. Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. - 2-е изд. -М.: Искусство, 1986. -445с.
3. Беседа Ю.К. Выразительное чтение. -М.: Прометей, 1991, -124с.
4. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / Пер. с нем.: Е. В. Борисов. -- М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2011. -- 144с.
5. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов. / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под. Ред. О.Ю.Богдановой. - 2-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
6. Бруссер, А.М. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы) : учебное пособие / А.М. Бруссер, М.П. Оссовская. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. ЭБС Лань.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. 480 с.
8. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. -М.: Искусство, 1991. - 367с.
9. Горобец Н.И. Интерпретационная деятельность учащихся на уроках литературы: учебное пособие/ Н.И. Горобец; Сев (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., исправл. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. - 208с.
10. Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4: Герменевтика и теория литературы. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001 - 299 с.
11. Ионин Г.Н. Проблема интерпретации художественного текста в учебной и профессиональной деятельности // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. - СПб: Образование, 1993. - 146с.
12. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. 3-е изд. М.: Искусство, 1982. 119 с.
13. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 144с.
14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учеб. для студ. / А.А. Леонтьев.- 3-е изд.-М.: Смысл; СПБ.: Лань, 2003. -287 с.15. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. - М. : Сов. энциклопедия, 1987. - 751с.
16. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н.Николюкина. -М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.
17. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - С.-Петербург: «Искусство-СПб», 1996.- 848c.
18. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии -- СПб.: Питер, 2006. -- 320с.
19. Мандельштам О.Э. О поэзии: сборник статей / О. Мандельштам. Л.: Academia, 1928. - 97c.
20. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения читательское восприятие школьников. / В.Г. Маранцман. -- Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. - 176с.
21. Маранцман В.Г. и Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. - 206с.
22. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения. Пособие для учителей нач. и сред. Школы. М., «Просвещение», 1969. - 263с.
23. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. - 288с.
24. Черная, Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос: учебное пособие / Е.И. Черная. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2018. ЭБС Лань
25. Шелестова З.А. Основы методики выразительного чтения и рассказывания. - М.: Издательство «Спутник +», 2014.- 620с.