Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начиная рассмотрение истории коллектива, безусловно, просто необходимо обратиться, прежде всего, к самому термину и его определению, чтобы с точностью знать предмет рассмотрения.
Сам термин «коллектив» берет свое начало от латинского «collectivus» и представляет собой относительно небольшую социальную группу, которая интегрирует людей, которые заняты решением определенной задачи в обществе. Коллективы можно дифференцировать на трудовые, военные, спортивные, ученические и пр.
Как создаются коллективы. Первопричиной формирования направленности на ведущую роль коллектива была неверное понимание постоянной нацеленности общества к сотрудничеству и различным формам интеграций. Такая устремленность была всегда. Но общим у тенденций к интеграции и собственно коллективностью было только внешнее проявление - форма.
Коллектив представляет собой понятие, которое было заимствованно и развито марксизмом из философии социальных утопистов и суть здесь не в термине, а в той идее, которая заложена в нем. Еще у Т. Кампанеллы (1568 - 1639гг.) в утопии «Город солнца» мы находим расшифровку этого термина «collectivus» - собирательный.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса цели и функций управления коллективом, их психологического содержания.
1 Цель и функции управления коллективом: взгляд отечественного менеджмента
Прежде всего, когда говорят о коллективе в отечественном управлении, следует вспомнить принципы управления коллективом, введенные А. С. Макаренко. «Феномен» Макаренко начался в двадцатые годы прошлого.
В данном опыте педагогу удалось главное - он находит сильное средство воспитания, которым становится коллектив. Огромная роль в создании этого коллективы была именно в авторитете А. С. Макаренко.
Позже А. С. Макаренко прописал законы развития коллектива, важнейшим из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия».
Большое внимание А. С. Макаренко уделял традициям, которые укрепляли коллектив. Традиции представляли собой такие устойчивые формы коллектива, которые эмоционально реализуют нормы, обычаи, желания воспитанников. А. С. Макаренко полагал, что традиции помогают создавать общие поведенческие нормы, развивают переживания в коллективе и делают жизнь лучше.
Итак, базовыми структурными частями, положенными А.С.Макаренко в основу модели «коллектива» являются:
1. Самоуправление.
2. Конституция коллектива, писанные и неписанные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, а также режим.
3. Дисциплина.
4. Соподчинение.
5. Ответственность.
6. Тон и стиль жизни.
7. Этика.
8. Характер отношений в коллективе.
В отечественной социальной психологии проблему сплоченности рассматривали различные авторы, которые считают, что формирование групповой сплоченности достигается за счет формирования единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые могут быть представлены как уровни развития группы:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 591 c.
2) Берри Л. Л., Практика управления Mayo Clinic. Уроки лучшей в мире сервисной организации. — Москва : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2015.
3) Берри Л. Л., Легендарная клиника Мэйо : уроки лучшей в мире сервисной организации. — Москва : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2013
4) Бурганова Л. А., Элтон Мэйо: теоретик и практик управления: Монография. — Москва : ООО Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2019
5) Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология. / Под ред. В. И. Добренькова. – М: Юнити, 2018
6) Гиллеспи. R, Дж.Э. Мэйо Классики менеджмента: Энциклопедия Под ред. М. Уорнера. - СПб., 2001
7) Лайкер Д. К. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. – М.: Альпина бизнес букс, 2019
8) Психологические эксперименты// https://4brain.ru/psy/experimenty.php
9) Тараканов А.В., Тышковский А.В., Ускова Д.Н. Группа как субъект коммуникативного взаимодействия в организации // В сборнике: Актуальные проблемы образования и науки в эпоху цифровизации экономики и пути ее решения. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2020. С. 12-30.
10) Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 463 c.
11) Franke. R.H.. Kaul. J.D. Hawthorne Experiments: First Statistical Interpretations American Sociological Review. - 1978. - Vol. 43. -No. 5.-P. 623-643
12) Hare A.P. Small Groups. New York, 1956. Homans G.C. The Human Group. New York, 1950
13) Landsberger, H.A. Hawthorne Revisited. -Ithaca: Cornell University, 1958