Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная агрономическая наука помимо научных изысканий в растениеводстве изучает, открывает и апробирует новые методы ведения производства сельскохозяйственных культур. Одной из таких задачи является защитить урожаи от вредных природных факторов.
Одна из отраслей сельскохозяйственных наук растениеводство одна из первых и основополагающих отраслей сельского хозяйства.
Именно растениеводство является основой продовольственной безопасности любой страны, и от его развития зависит обеспеченность населения продуктами питания.
Растениеводство обеспечивает львиную долю продукции потребляемой населением Земли в современном мире. Оно является основой международного производства и торговли.
Параллельно с этой наукой движется наука о почве почвоведение. Изучение состояния тип почв человек узнаёт новые способы её улучшить. Найти способ на ограниченном пространстве собрать максимально высокий урожай при этом сохранить плодородный слой, а еще лучше улучшить его.
Агрохимия наука, изучающая химический состав почвы, воды, воздуха. Каждый элемент питания, влияющий на этапы развития диких и культурных растений. Эта же наука изучает, как воздействует неорганические минеральные вещества в составе удобрений. Как в отдельности, так и в комплексе с органическими удобрениями и агротехническими мероприятиями.
Основные культурные растения. Их происхождение и одомашнивание
Под культурными растениями или агрокультурами понимают ту растительность, которую человек самостоятельно выращивает для своих целей: употребления в пищу, кормления скота, получения лекарств или сырья.
Агрокультуры имеют собственную классификацию:
• Зерновые культуры (злаки). Зерновые агрокультуры человек использует как сырьё для производства муки, из этих культур производят корма для животных (комбикорм). Эту группу растений представляют: пшеница, рожь, овёс, ячмень, кукуруза, гречиха, просо.
• Овощные культуры. Овощи это основа витаминного запаса. Эта группа культур распространена следующими растениями: картофель, топинамбур, кабачок, морковь, капуста, свекла, репа, томаты, огурцы, перец, баклажан, редис, чеснок, лук.
• Плодовые культуры. Самыми известными среди них являются: яблоня, груша, апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут, киви, ананас, абрикос, дыня, вишня.
• Кроме вышеперечисленных растений есть другие группы агрокультур:
• Бобовые (фасоль, горох, соя).
• Масличные (рапс, подсолнечник, олива европейская).
• Бахчевые (дыня, тыква, арбуз).
• Стимулирующие (кофейное дерево, какао, женьшень).
• Волокнистые (лён, хлопчатник).
• Сахароносные (сахарная свёкла, дыня, арбуз).
• Крахмалоносные (картофель, кукуруза).
Кроме тех культур, которые можно использовать в пищу человеку и животным или в производстве существует отдельная группа растений, которая призвана радовать глаз – это группа называется декоративной. Цветы, кустарники и деревья из этой группы можно увидеть не только в ботанических садах или коллекциях садоводов-любителей, но и в городской среде. Они украшают нашу жизнь в парках, аллеях и просто на улице.
Современные культурные растения не имеют природного ареала существования. Все эти растения появились благодаря селекции, но их «ближайших родственников» можно встретить в дикой природе. Именно от диких растений появились современные культуры.
Процесс одомашнивания начался еще в период первобытного строя за 20 - 30 тысяч лет до нашей эры, когда человек стал отбирать для себя необходимые растения, по их виду, а далее по их живучести. Так происходил первый этап селекционирование.
Массовое одомашнивание растений начиналось VIII—VI веках до н. э. Эти века дали начало развитию не только сельскому хозяйству, но и ремесленничеству, строительству. В эти годы начинается первое книгопечатание.
Древние земледельцы производили селекционный отбор среди особей растительных видов, не только основывались на вкусовые качества или размер плода, но и на признаки, которые не сразу можно увидеть: механизмов самосева, угнетения роста, репродукции.
В результате разные растения прошли отбор как носители разных, зачастую противоположных свойств. Одни (например, подсолнечник) отбирались по признаку крупного размера семян, другие (например, банан) — по признаку их мелкого размера или полного отсутствия. Салат-латук был выбран за пышность листьев в ущерб семенам или плоду; пшеница и подсолнечник — за семена в ущерб листьям; тыквы — за величину и мясистость плода в ущерб семенам. В этом смысле особенно поучительны случаи, когда один растительный вид подвергался селекции по разным признакам — когда разные цели селекционеров порождали довольно непохожие друг на друга культуры. Скажем, свекла, выращиваемая еще древними вавилонянами ради ее листьев (как и ее современная разновидность под названием мангольд), позже стала разводиться как съедобный корнеплод, а еще позже, в XVIII в. — ради содержащейся в ней сахарозы (сахарная свекла). Древняя капуста, вероятно изначально культивируемая как источник масличных семян, претерпела еще большую диверсификацию: сегодня одни ее разновидности ценятся за листья (современная кочанная капуста и браунколь), другие — за стебель (кольраби), третьи — за почки (брюссельская капуста), четвертые — за цветки (цветная капуста и брокколи).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадина Г.В. Основы агрономии [Текст]: Учебник для вузов/Г.В. Бадина, А.В. Королев, Р.О. Королева; Под ред. Г.В. Бадиной. - Л.: Агропромиздат, Ленингр. Отд-ние, 1988. - 448 с., ил.
2. Голованов А.И., Сурикова Т.И., Пчелкин В.В. и др. «Мелиорация земель». Учебник. М., изд-во «Колос», 2010. 51,5/3,8 п.л. ISBN 1303-3/1113.
3. Коренев Г.В. Растениеводство с основами селекции и семеноводства Учебник для вузов/Г.В. Коренев, П.И. Подгорный, С.Н. Щербак; Под ред. В.Г. Коренева. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Агропромиздат, 1990. - 575с.: ил.
4. Коломейченко В.В. Растениеводство. Учебник для вузов/В.В. Коломейченко; - М.: Агробизнесцентр, 2007. - 600 с.
5. Пчелкин В.В. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению курсового проекта по мелиорации сельскохозяйственных земель (раздел - Оросительные мелиорации). Для студентов высших учебных заведений. М., МГУП, 2010. 3,3 п.л.
6. Рябкова Г.А. «Осушительные мелиорации». Учебное пособие, 13-е уч. изд-е - М., МГУП, 2009 г.
7. Щегорец О.В. Амурский картофель. Биологизация технологии возделывания О.В. Щегорец. - Благовещенск: ООО «Издательская компания «РИО»», 2007. - 400 с.
8. Большой энциклопедический словарь. Сельское хозяйство [электронный ресурс]: Содержит 4162 слов.