Фрагмент для ознакомления
2
ПРАКТИКУМ К ТЕМЕ 1
Задача практикума – закрепление понимания содержательного смысла основных понятий, процессов, законов и общеприменимых методов научного исследования. Для этого на текущем уровне изучения дисциплины будет использоваться одна из разновидностей контент-анализа, заключающаяся в поиске и обобщении вариантов описания и толкования понятий, процессов, законов и методов научного исследования в доступных независимых источниках с последующим приведением более широких авторских определений, учитывающих все непротиворечивые стороны предметов анализа без повторения синонимов. Материал контент-анализа должен содержать 1) не менее 3 определений по каждому предмету анализа применительно к профессиональной области исследования, 2) с указанием ссылки на источник, 3) выделением общих моментов в различных источниках и 4) их количества (частоты использования), 5) формулировкой нового авторского максимально возможно обобщенного определения с преимуществом использования наиболее часто употребляемых общих черт без синонимов, а также без потери принципиальности и 6) приведением примера из профессиональной области, иллюстрирующего результат.
Такой инструментарий позволяет усвоить методический прием поиска, критического анализа и обобщения материала при проведении научно-исследовательской работы. Более частое использование отдельных сторон в различных источниках свидетельствует об общественной важности этой стороны предмета. Однако в науке большинство не всегда право по праву большинства и новое создается как раз при выявлении ранее не установленного или полагаемого малозначимым.
В реальной практике глубина поиска должна охватывать период до 5…8 лет, поскольку в последних публикациях, как правило, уже будут отражены результаты более ранних исследований. Стоит учесть, что это не относится к пионерным исследованиям, по которым объем публикаций за период последние 5 … 8 лет крайне ограничен, а проблема на рынке выявлена в актуальный период – все новое создается на базе известного, но при установлении новых связей, новых приемов применения или новых границ применения известного.
Формат представления материала для контент-анализа представлен в табл.1.1.
Контент-анализ базовых понятий дисциплины
Понятия
Определение понятия
в источниках Источник (ссылка) Общие элементы с другими из 1 … 5
1. понятие (наименование понятия)
1. 1. наука - особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности
2. наука – сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.
3. Наука - систематическое расширение области человеческого незнания. 1. Ф. И. Голдберг, А. Н. Симонов
https://gtmarket.ru/concepts/6860
2. Современная энциклопедия, 2000 https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/32282
3. Герберт Спенсер - https://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism/291/%D0%9D%D0%90%D0%A3%D0%9A%D0%90 Пример, предмет, учение, доктрина, премудрость
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимается под наукой?
2. Что понимается под целью науки?
3. Что понимается под задачами науки?
4. Что понимается под функциями науки?
5. Что понимается под знанием?
6. Что понимается под эмпирическим знанием?
7. Что понимается под теоретическим знанием?
8. Что понимается под познанием?
9. Что понимается под восприятием?
10. Что понимается под воображением?
11. Что понимается под представлением?
12. Что понимается под научной идеей?
13. Что понимается под гипотезой?
14. Что понимается под законом?
15. Что понимается под парадоксом?
16. Что понимается под теорией?
17. В чем проявляется конструктивность теории?
18. В чем проявляется простота теории?
19. В чем проявляется эвристичность теории?
20. Что понимается под фактом?
21. Что понимается под категорией?
22. Что понимается под аксиомой?
23. Что понимается под постулатом?
24. Что понимается под принципом?
25. Что понимается под понятием?
26. Что понимается под суждением?
27. Что понимается под научным положением?
28. Что понимается под методом?
29. Что понимается под методологией?
30. Что понимается под анализом?
31. Что понимается под синтезом?
32. Что понимается под индукцией?
33. Что понимается под дедукцией?
34. Что понимается под аналогией?
35. Что понимается под моделированием?
36. Что понимается под абстрагированием?
37. Что понимается под конкретизацией?
38. Что понимается под формализацией?
39. Что понимается под наблюдением?
40. Что понимается под экспериментом?
41. Что понимается под измерением?
42. В чем проявляется закон тождества?
43. В чем проявляется закон противоречия?
44. В чем проявляется закон исключения третьего?
45. В чем проявляется закон достаточного основания?
46. В чем проявляется корпоративная этика?
47. В чем проявляется профессиональная этика?
48. В чем проявляется научная этика?
Показать больше