Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Часто общение и взаимодействие отождествляются и понимаются как коммуникация в узком смысле слова, то есть информационный обмен. Кто-то рассматривает отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания .
Если коммуникация создается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности предполагает, что достигнутое взаимопонимание осуществляется в новых совместных попытках развить далее деятельность. Участие одновременно многих людей в данной деятельности говорит о том, что каждый несет свой вклад в эту деятельность, что позволяет понимать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В ходе этой деятельности участники не только обмениваются информацией, но и организуют обмен этими действиями, планируют их содержание.
Слухи представляют собой специфичный вид неформальной межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет отражает реальные или вымышленные события и становится достоянием диффузной аудитории,
Слух – это вариант неофициального средства массовой информации. Люди хотят слышать не всё, а только то, что хотят слышать.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей социологического анализа слухов.
Глава 1 Общая характеристика слухов как вида коммуникации
В исследовании интерактивной стороны общения ученые предпринимали достаточное количество попыток. Наиболее распространение принадлежало «теории действия» («теории социального действия»), которая описывала элементы самого действия. К этой теории обращались М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и социальные психологи.
Также существуют теории, с позиции которых объясняются особенности межличностного взаимодействия: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоанализ, тразактный анализ.
Теория обмена Дж. Хомана говорит о том, что взаимодействие людей осуществляется на основе их опыта, взвешенных возможных вознаграждений и издержек. Человеческое поведение зависит от того, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Рассматриваемая теория базируется на таких идеях:
1) Повторение коррелирует с вознаграждением типа поведения;
2) Если вознаграждение требует определенных условий, человек стремится их создать;
3) С увеличением вознаграждения увеличиваются и усилия, которые человек затрачивает ради достижения этого вознаграждения.
4) При приближении потребности к насыщению уменьшается уровень усилий для удовлетворения этих потребностей.
Теория символического интеракционизма и ее автор Дж. Мид рассматривала поступки человека как поведение в обществе, которое основано на информационном обмене. Люди реагируют не только на поступки других, но и на предшествующие им намерения. Поведение людей зависит от значений, которые люди придают предметам окружающего мира.
Теория управления впечатлениями Э. Гофмана утверждает, что ситуации социальной интеракции похожи на драматический спектакль, в котором актеры нацелены на создание благоприятного впечатления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Горбатов, Д.С. Сплетничанье как элемент мелкогруппового общения / Д.С. Горбатов // Социологические исследования. – 2009. – №1. – С. 119-127.
2) Куликов Е. М. Слухи в информационно-коммуникационной среде общества начала XXI В. : концептуальные основы социологического анализа//Журнал Вестник Краснодарского университета МВД России, 2014// https://cyberleninka.ru/article/n/sluhi-v-informatsionno-kommunikatsionnoy-srede-obschestva-nachala-xxi-v-kontseptualnye-osnovy-sotsiologicheskogo-analiza (дата обращения 07.12.2021)
3) Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлыхисследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал 1990. No 5.
4) Свенцицкий А. Л. Социальная психология. - Москва : Проспект, 2009
5) Штейнберг, И., Шанин, Т., Ковалев, Е., Левинсон, А. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг, Т. Шанин, Е. Ковалев, А. Левинсон // Под ред. И. Штейнберга. – Санкт-Петербург: «Алетейя». – 2009.
6) Юдин, Г.Б. Коллективное и индивидуальное в философской антропологии Дюркгейма / Г.Б. Юдин // Социологическое обозрение. – 2013. – Т.12. – №2. – С. 122-132.
7) Noon M., Delbridge R. News from behind my hand: Gossip in organizations // Organization Studies. 1993. V. 14. N1. P. 23 - 36.
8) Fine G.,Rosnow R. Gossip, gossipers, gossiping // Personality and Social Psychology Bulletin. 1978. N 4. P. 161 – 168
9) Foster E. Research on gossip taxonomy, methods, and future directions // Review of General Psychology. 2004. V. 8. N 2. P. 78 - 99.
10) Rosnow R., Georgoudi M. "Killed by idle gossip": The psychology of small talk // When information count: Grading the media / Ed. B. Rubin. Lexington, MA: Lexington Books, 1985. P. 59 - 73.