Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Памятники монументального искусства - настенные росписи пещер и наскальные рисунки - изучаются уже более двух столетий. Созданные в бесписьменный период истории человечества, они содержат информацию бытового и мировоззренческо-религиозного характера, являясь исключительно важными свидетельствами первобытности.
Накопившиеся материалы позволяют перейти на новый уровень изучения наскального искусства. Предметом исследований все чаще выступают содержательная сторона творчества первобытного человека и семантика изображений, представляющие широкие возможности для исторических реконструкций.
В наскальном искусстве отражено жизненное пространство, окружавшее человека в определенную эпоху, его взаимодействие с внешним миром через посредство образов, реально существующих или рожденных его фантазией. Отдельные сюжеты демонстрируют высокий уровень мифопоэтического творчества древних охотничье-промысловых племен и способность первобытного человека создавать универсальные мировоззренческие концепции.
1.Характеристика основных территорий наскальных изображений
На территории России исходя из подразделения Ленских наскальных изображений, предложенного А.П. Окладниковым, существуют представляют две группы писаниц - средней и верхней Лены, фантастические антропоморфные фигуры, изображения шаманов в культовом облачении, с бубнами среди среднеленских росписей. На верхней Лене известны наиболее древние рисунки, открытыми близ деревни Шишкино, - мощным пластом средневековых наскальных изображений - курыканские петроглифы, большинство воспроизводят фигуры лошадей и всадников. В Ленском бассейне выделяются еще два очага наскального искусства - на реках Алдан и Мая.
В районе Ангары, у Братского водохранилища, поглотившего петроглифы, до затопления большинство рисунков было скопировано и изучено А.П. Окладниковым, некоторые из них он датировал эпохой палеолита, другие - IV-III тыс. до н.э.
Характерным примером является северное побережье оз. Байкал, в бухту Саган-Заба с ее немногочисленными, но выразительными и самобытными петроглифами - ранний пласт изображений II тыс. до н.э. связан и со средневековыми сюжетами, в которых встречаются кибитки на колесах, верблюды, всадники на лошадях.
В бассейне верхнего и среднего Приамурья, на р. Олекма. Здесь, в междуречье Шилки и Аргуни, существуют три группы петроглифов таежной зоны: первая времени палеолита, вторая более позднего времени и третья с рисунками и геометрическими знаками XVII-XVIII вв.
Kесостепное и степное Забайкалье, и северо-восточная Монголия, зона между таежной Восточной Сибирью и горными степями Центральной Азии характеризуется петроглифами II-I тыс. до н.э. с повторяющимся мотивом изображений «оград» или «дворов» различной формы, заполненных многочисленными пятнами и точками.
В бассейне р. Томь выявлено несколько локальных групп наскальных изображений, наибольшую известность среди которых получила Томская писаница, изученная и опубликованная А.П. Окладниковым и А.И. Мартыновым
Алтайский очаг наскального искусства - своеобразная контактная территория, где в репертуаре и стилистике петроглифов сочетаются южносибирские, центральноазиатские и среднеазиатские черты.
В составе уральского наскального искусства существует более 80 памятников, среди которых четыре пещерных. Памятники под открытым небом рассеяны по обоим склонам Уральских гор - от р. Вишера на севере до р. Белая на юге.
Ещё одно место массовых наскальных рисунков - Северный Кавказ, Дагестан, где обнаружено значительное число местонахождений наскальных рисунков, древнейшие - Чинна-Хита, Чувал-Хварабнохо и Харитани 1. На первых двух преобладают солярные символы, на Харитани 1 - крупные антропоморфные фигуры в позе адорации.
Наконец, можно отметить неповторимое своеобразие северо-запада Европейской части России - на Онежском озере, Белом море и Кольском полуострове. Петроглифы здесь локализуются на прибрежных наклонных скальных поверхностях, наиболее известные из них - на Бесовом Носу (Онежское озеро). В низовьях р. Выг (близ ее впадения в Белое море) известны петроглифы Залавруги, исследованные Ю.А. Савватеевым. Здесь есть рисунки со сценами борьбы и морской охоты, загона лосей охотниками на лыжах. Из беломорских петроглифов широко известны Бесовы (Чертовы) следки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кочмар Н.Н. Стиль и датировка писаниц Якутии - см.: Археологические исследования в Якутии: Труды Приленской археологической экспедиции - Новосибирск: Наука, 1992.
2. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования -М.: Высш. Школа. 1989.
3. Мочанов Ю.А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человечества - Новосибирск: Наука, 1992.
4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура - М.: Политиздат, 1989.
5. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии - М.: ОГИ, 2004.
6. Федосеева С.А. Археология Якутии и ее место в мировой науке о происхождении и эволюции человечества - Якутск: 1990.
7. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии - М.: Наука, 1980.