Фрагмент для ознакомления
2
Риторика (ответы)
1. А ->Т •
Спектр мотивационных установок может быть широким. Он зависит от потребностей массовой аудитории в определенных темах, проблемах и т.д..
На основе многочисленных обследований аудитории созданы следующие блоки классификации мотивов:
- информационный, в основе которого лежат мотивы удовлетворения потребности в эмоциональной разрядке – отдохнуть, развлечься;
- прагматический, содержащий мотивы, опирающиеся на потребность в информации практической направленности;
- социальный, связанный с потребностью в контакте с другими людьми ради компании.
Наборы мотивов и их «вес» в различных аудиториях (молодежная, автолюбители, женская, садоводы) различны. В психологических исследованиях тщательно изучается структура мотивов, которыми могут быть представления и сознательные цели. В систему мотивации входят факторы, объясняющие причинно-следственные связи. В психологии мотивы описываются такими понятиями, как «склонность», «намерение», «вдохновение», «желание», «побуждение», «хотение».
Структура мотивации подвижна, поэтому со временем может меняется. Но во главе всегда остаются активными мотивы, затрагивающие насущные потребности населения в обеспечения стабильности существования социума.
2. А • В речь Черномырдина положена сверхзадача — выход из социально-экономического кризиса. Для достижения этой сверхзадачи основными тактиками являются: 1) определение с экономической моделью развития экономики, 2) исходя из выбранного курса выработка необходимой экономической программы действий по развитию страны на ближайшую перспективу. Выбор основных тактик: схемы экономического развития и необходимых инструментов (программы) ее реализации обеспечивается базовыми шагами: принятием соответствующих законов, нормативно-правовых актов сопровождения и налаживанием экономических связей. Это, в свою очередь, приведет к обеспечению производства материально-технической базой, решению задач конкурентоспособности производства. И уже рост социально-экономического обеспечения населения и экономический рост характеризует решение задач по выходу из социально-экономического кризиса.
Композицию можно представить в виде пирамиды: в основе которой сверхзадача - выход из социально-экономического кризиса. Реализуется сверхзадача за счет двух тактик (следующий ряд): 1) определение с экономической моделью развития экономики, 2) выработка необходимой экономической программы действий по развитию страны на ближайшую перспективу исходя из выбранного курса. Следующий ряд (обеспечительный): принятие соответствующей нормативно-правовой базы сопровождения и налаживанием экономических связей. Следующий ряд (накопительный): обеспечение производства материально-технической базой, решение задач конкурентоспособности производства; верх пирамиды - рост социально-экономического обеспечения населения и экономический рост.
А ->П • Цели спортивного содружества:
Первое — существенное улучшение финансирования для повышения уровня обеспечения необходимым спортивным инвентарем, спортивной одеждой;
Второе — привлечение перспективных игроков, повышение уровня спортивной дисциплины, достижение выполнения задач спортивных тренировок;
Третье — обеспечение реальной конкурентоспособности путем достижения положительной динамики поставленных спортивных результатов.
3. А • Куртуазная стратегия речевого поведения, в данном случае, ограничена упором на личностные качества пары Лучано — Николетта, избегая обсуждения внешних физических данных. Она реализуется через тонкую лесть, остроумную шутку, подбадривание, светскую беседу, тонкий намек. Так, например, Николетта характеризует Паваротти: «Я просто была околдована его силой характера и философией жизни...» (тонкая лесть). «На днях он подарил мне ... Даже говорить стесняюсь.» (тонкий намек). В свою очередь, упор на личные качества также подтверждают слова Лучано: «В Николетте меня поразили даже не столько ее врожденная интеллигентность и нежность; но прежде всего некий, как бы сказал, уолт - диснеевский взгляд на мир» (подбадривание). Польза такой куртуазной стратегии речевого поведения состоит в создании дружелюбного тона беседы, поощрении собеседника.
4. • Речь Ростроповича отличалась страстностью, непосредственностью обращения к собеседнику. Коммуникативные намерения его речи были направлены на передачу партнеру новых знаний; установление дружеских контактов. В речевом поведении наблюдался эффект усиления - формульная стратегия, нацеленная на лучший или более эффективный контроль над вниманием слушающего («привлечение внимания»), на улучшение структурной организации релевантной информации или на подчеркивание субъективной макроинформации. Типовые выражения: «Это ужасно, что... позор, что,…» . Можно сказать, что его коммуникативное поведение отвечало русским национальным параметрам общения. Прежде всего своей оценочностью. Исследователь И. А. Стернин объясняет это так: «Русский человек исключительно искренен в общении. Он обычно не скрывает от собеседника своего настроения - его лицо отражает то, что он сейчас, в данную минуту переживает, включая негативные реакции на ситуацию<…> Русское общение является высокооценочным. Русские постоянно «раздают оценки» - ситуациям, событиям...». И, действительно, Растропович смело высказывал свою точку зрения на все события, особенно политические.
П •
- «Естественные монополии — хребет российской экономики, и этот хребет мы будем беречь, как зеницу ока.».
- «Здесь вам не тут!».
- «В этот вечер, сильнейшие футболисты страны, были далеки от футбольной мысли.» (В.С. Черномырдин).
5. • В интервью певицы Тамары Синявской использовалась коммуникативная тактика «светская беседа» в границах кортуазной стратегии, которой свойственная этикетность форм социального взаимодействия.
6. • Данный текст выступает в качестве политического дискурса - текста, определенного тематикой утверждения и выражения интересов субъектов политики в процессе их деятельности.
В качестве жанра данный политический дискурс можно отнести к обращению, политической речи. Это связано с такой характеристикой, как институциональность, которая позволяет отнести данный жанр к публичным выступлениям политических лидеров на уровне «политик - все общество или большие социальные группы».
Политический дискурс использует одну из своих стратегий - стратегию театральности. Политик высокоэмоционально обращается к адресату-наблюдателю, т. е. потенциальному избирателю. Стратегия театральности реализуется за счет следующих тактик:
1. Тактика побуждения - говорящий стремится побудить аудиторию к совершению того или иного действия, стараясь убедить в правильности своей точки зрения.
2. Тактика размежевания - построение оппозиции «свои-чужие». Политик, использующий эту тактику, стремится показать потенциальному избирателю, что он не имеет отношения к негативным событиям, отстраняясь от них.
3. Тактика безличного обвинения представляет собой ситуацию, при которой обвиняемый открыто не называется. Говорящий выставляет ситуацию в негативном свете, однако не называет виновного в этом, используя грамматические конструкции и лексические единицы, потенциально включающие в себя широкий круг участников. При этом автоматически группа «свои» получает все позитивные качества, а группа «чужие» показывается в негативном свете, включая очень широкий круг людей, а не только обличаемую партию или политика-оппонента. Данная оппозиция обусловлена наличием общих интересов у представителей одной группы. Таким образом, политик, обращаясь к аудитории как к членам своего круга, вызывает у адресатов ощущение единства, а следовательно, выдает свои интересы за общие. В качестве параметра молодежной аудитории он указывает возраст. Обращаясь к аудитории: «русские» он используя принадлежность к этносу и обращение «мы», присоединяя этим себя и своих политических соратников к аудитории - обобщает, укрупняет аудиторию.
Присутствуют такие признаки политической демагогии как апелляция к широким слоям населения в процессе борьбы за власть, спекуляция на чувствах и стремлениях людей, использование призывов, обещаний, лозунгов, не содержащих конструктивных предложений, лишенных реального обеспечения и скрывающих корыстные цели.
П • Пример инвективного стиля поведения в ситуации публичной речи:
-инвектива, относящаяся к конкретному третьему лицу:
«Если депутат Иванов что-нибудь в отношении меня выскажет, я подойду и дам ему по морде, при всех. Он мне отвратителен».
«Петров обманул всех. Он врет все время. И продолжает лгать, изворачиваться, рваться во власть».
Показать больше