Фрагмент для ознакомления
2
1. Вступление. Временные рамки и отличительные черты русского Средневековья.
Русское средневековье охватывает длительный период — со времени возникновения Киевской Руси (IX в.), по крайней мере, до XVII в., когда в условиях господства феодальных производственных отношений началось становление капиталистического рынка. Хотя в социально-экономической сфере процесс перехода к буржуазным отношениям в России весьма затянулся, а такие важные институты средневековья, как крепостное право и самодержавие сохранялись соответственно до 11-ой половины XIX и начала XX вв., в области культуры именно в XVII столетии не только наметилось, но и стало достаточно выраженным развитие новой культуры (особенно начавшаяся ее секуляризация, ставшая возможной в связи с известным ослаблением церкви после ее Раскола в середине века) — развитие, которое в дальнейшем не прерывалось, хотя оно и было замедленным в некоторых областях культуры и в различной мере коснулось отдельных структур сословного общества.
Истоки же средневековой культуры восходят к самобытной культуре восточно-славянских племен докиевского периода. Конечно, за столь длительный промежуток времени культура претерпела немало изменений. Если к тому же учесть местные особенности развития различных территорий, населенных восточными славянами и этнически другими племенами (угро-финскими и др.), станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от этой эпохи. И все же в них есть нечто общее.
К числу наиболее характерных черт средневековой культуры вообще и русской в частности относится сильное влияние религии на все ее сферы. Причем, в условиях длительной борьбы двух укладов, патриархального и феодального, имела место и борьба двух форм религиозного мировоззрения — языческого и христианского (период так называемого двоеверия), что налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру на протяжении веков.
Не менее существенными особенностями средневековой культуры являлись традиционализм и локальность (замкнутость), которые вполне соответствовали господству консервативных форм хозяйствования основной массы населения Руси и разобщенности людей и земель, существовавшей в условиях натурального хозяйства.
Наконец, авторитарность мышления средневекового общества — черта, столь живучая в России и далеко выходящая за хронологические рамки средневековья (практически сохранившаяся до новейшего времени), в значительной мере может быть связана с длительным господством внеэкономического принуждения (прежде всего в виде крепостного права) в отношении основной массы населения, ведь по Соборному Уложению 1949 г. не только крестьяне были прикреплены к земле и феодалу, но и посадское население — к своим посадам.
В художественно-эстетической области русская средневековая культура отличалась высокой духовностью (которую Русь заимствовала из Византии и, можно сказать, «обострила» в соответствии со своими потребностями, сформировавшимися еще в дохристианскую эпоху) и софийностью искусства, возникшей в результате гармоничного синтеза мифологического сознания восточных славян-язычников и основополагающих догматом Православия.
Наконец, важнейшей чертой культуры средневековья является ее символичность: книжность и живопись, зодчество и фольклор — весь мир культуры полон символов и их толкований. Существенными чертами средневекового искусства, в основном обслуживающего религиозные потребности общества, были преимущественное следование канону и имперсональность.
2. Содержательные и формальные особенности русской иконописи.
Появившись сразу после принятия на Руси христианства (10 в.), русская иконопись значительно не отличалась от византийской канонической формы написания божественных картин. Однако новая религия на Руси совсем не означала полного принятия изображения Бога и Святых, которые были приняты в Византии.
Основной темой русской иконописи стало всепрощение, когда не только Храм Божий, но и вся Вселенная объединялись в Святой Троице, которой в древне-русской живописи поклоняются все. С одной стороны – строгость и аскетизм, с другой – безмерная радость и любовь ко всему сущему на Земле – эти две стороны присутствуют в русской иконе постоянно.
На почти безжизненных ликах Святых необыкновенно яркими и духовно насыщенными видятся глаза, через них идет передача могущества Божьего. От иконописца в связи со строгостью написания человеческих тел требовалось величайшее искусство передать только через положение рук, движение, одежды и глаза Святых всю глубину их человеческой сущности и понимания страданий человека, как такового. Даже в том случае, когда на иконе изображено полностью «остановившееся» действие, иконописец мог через взгляд Святого, через выражение его глаз передать высшую духовную силу Создателя и его последователей [7].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., Изобразительное искусство, 2018 – 269с.
2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М., Просвещение, 2003 – 249с.
3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. - СПб.: МИФРИЛ, 2005. - 103 с.
4. Дунаев Μ. М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII–XX вв. М., 2007-301с.
5. Князев Е. А., Евстигнеев А. А., Князева Е. Ю. Православные иконы; Олма Медиа Групп - М., 2013. - 448 c.
6. Лепахин В. В. Значение и предназначение иконы. Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни -- по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-художественным источникам. М., «Паломникъ», 2013- 512 с.
7. Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа. М., 2008. – 206с.
8. Русские иконы; Олма Медиа Групп - М., 2014. - 537 c.
9. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 2007, с.73.
10. Успенский Б. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 2015, с. 221—303