Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психофизиология — это наука, которая изучает физиологические механизмы субъективных состояний, явлений и психических индивидуальных различий. Предмет ее изучения представляет собой поведение человека и физиологические основы психической деятельности. Сложнее представляется определить объект, который изучает психофизиология, так как в качестве него выступает та часть физиологии человека, непосредственно связанная с психическими проявлениями (в качестве примера, динамические стереотипы, инстинкты) и часть психических процессов, которая напрямую связана и может оьбъясняться с точки зрения физиологии (эмоции, стрессовые состояния и др.)
Термин «психофизиология» возник в начале 19-го века, его применял французский философ Н. Массиас с целью обозначения исследований психики, опирающихся на объективные точные физиологические методы. Схожий термин «физиологическая психология» применял в своих работах в конце 19-го века В. Вундт. Выдающийся соотечественник А.Р. Лурия в своих работах, которые были опубликованы в 70-е году прошлого века, разделил эти два понятия, определив при этом, что физиологическая психология изучает физиологию сложных отдельных психических функций и процессов, а психофизиология занимается поиском физиологических основ целостных форм поведения животного и человека.
Существенный вклад в развитие психофизиологии были внесены работами Л.С. Выготского, который смог впервые сформулировать необходимость исследовать проблему соотношения физиологических и психологических систем. Данные идеи были развиты П.К. Анохиным в своей теории функциональных систем, основывающейся на понимании физиологических и психических процессов как функциональных сложных систем, которые объединяются в комплексы, действие которых непосредственно нацелено на достижение приспособительного, полезного результата. Одну из основных составляющих данного сложного процесса представляет собой принцип саморегуляции физиологических функций, который был сформулирован в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном.
Объектом изучения психофизиологии выступает деятельность головного мозга и, связанное с данной деятельностью, поведение.
Предмет психофизиологии: физиологические корреляты психической деятельности человека и животного.
Целью изучения психофизиологии является глубокое понимание физиологических механизмов поведения человека и применение их для психокоррекции и психодиагностики.
Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:
• изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внутренней и внешней средах организма;
• изучение механизмов принятия решений и их осуществления на уровне организма в целом и головного мозга в частности;
• знание физиологических основ мотивации, внимания, памяти, движения, мышления;
• знание физиологических основ эмоциональных реакций в стрессовых и обычных ситуациях
• знание механизмов нарушения физиологических функций, которые связаны с психикой человека
• умение применять наблюдение динамики физиологических параметров для задач психодиагностики
• умение оказывать корректирующее воздействие на психику и поведение, применяя знания физиологических коррелятов психических процессов.
• умение применять психокоррекцию с целью оказания положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма.
Психофизиология структурно подразделяется на психофизиологию поведения, органов чувств, возрастную и дифференциальную. Теоретический и фактический базис для психофизиологии органов чувств и психофизиологии поведения представляют собой смежные дисциплины: нейробиология, нейрофизиология, анатомия центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, психофармакология, психосоматика, нейропсихология, возрастная и дифференциальная психофизиология.
Цель контрольной работы: углубление знаний по психофизиологии, решение тестовых заданий и написание реферата по теме: «Речь и межполушарная асимметрия»
Задание I
1. Отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации:
1. физиология высшей нервной деятельности
2. психофизиология
3. нейропсихология
4. физиологическая психология
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Габибов, Исламагомед Межполушарная асимметрия и структурные основы межнейронной интеграции / Исламагомед Габибов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 272 c.
2. Данилова, Н. Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект пресс, 2007. - 368 c.
3. Кроль, В. М. Психофизиология человека / В.М. Кроль. - М.: Питер, 2013. - 304 c.
4. Межполушарное взаимодействие / Коллектив авторов. - М.: Теревинф, 2009. - 125 c.
5. Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов И.И. и др. Восприятие речи. Вопросы функциональной ассиметрии мозга. Л.: Наука, 2008 – 237с.
6. Москвин, В. А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека: моногр. / В.А. Москвин, Н.В. Москвина. - М.: Смысл, 2011. - 368 c.
7. Москвина, Н. В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / Н.В. Москвина. - Москва: ИЛ, 2011. - 305 c.
8. Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2007. - 352 c.
9. Семенович, А.В. Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия: моногр. / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2018. - 927 c.
10. Хэссет, Д. Введение в психофизиологию / Д. Хэссет. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 248 c.