Фрагмент для ознакомления
2
Основная часть
Государственное развитие Пакистана, вопреки замыслам его создателей, в первые годы после достижения независимости происходило в обстановке гораздо большей, чем в Индии, политической нестабильности, частой смены генерал-губернаторов и премьер-министров. По мнению А.Л. Филимоновой, развитие идеи пакистанской нации в конце 1940-х – начале 1950-х гг. характеризовалось постепенным ослаблением консолидирующего потенциала «теории двух наций». Основная причина этого заключалась в том, что абстрактное представление о Пакистане как о совершенном мусульманском государстве, для жителей которого мусульманская идентичность первична, не соответствовало реальному облику пакистанского общества .
Возникший на карте мира Пакистан не стал буквальным воплощением политического проекта МЛ начала 40-х гг. М.А. Джинна как харизматический лидер Пакистана, решивший поставить исторический эксперимент по созданию отдельного государства на религиозно-конфессиональной основе, получил территории для этого эксперимента. Однако его социальная опора – мусульманские землевладельцы Панджаба, Синда, Бенгалии и ряда северо-западных и северо-восточных провинций, а также относительно слабая буржуазия, интеллигенция, простые правоверные оказались неспособными конкурировать с индусами. Помимо колоссального численного превосходства индусского населения в целом, его англизированная элита контролировала источники сырья, огромные капиталы, рынки, имела возможность получать высшее европейское образование, доминировала на политическом пространстве.
Условия создания Пакистана, уникальность положения страны, состоящей из двух частей (первоначально Пакистан состоял из Западного и Восточного Пакистана), отделенных друг от друга огромной территорией Индии, делали чрезвычайно острой проблему целостности государства. Население «страны чистых» оказалось неоднородным, не совсем «чистым» и в религиозном отношении. «Теория двух наций», господствующая идеология Пакистана, считала всех пакистанцев-мусульман одной нацией, но не устанавливала никакого практического межэтнического взаимодействия реально живших в стране много- и малочисленных народов. Государство избрало политику подавления любого этнического регионализма. Неслучайно мусульмане, прибывшие в Пакистан из разных районов Индии, использовали в качестве самоназвания термин «мухаджир», то есть дословно «совершивший хиджру». М.А. Джинна указывал на практическую выгоду мусульманского единства по сравнению с этническим размежеванием. Создание целостного государства и, как следствие, единого экономического пространства гораздо больше бы отвечало интересам населения .
Партия Мусульманская лига Пакистана (МЛП) была образована в августе 1947 г. из провинциальных организаций Мусульманской лиги, действовавших до раздела Британской Индии на территориях, вошедших в состав Пакистана. Представители МЛП, занявшие основные посты в новом государстве, отвергали любую возможность этнического национализма.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Битинайте Е. А., М. К. Ганди - неортодоксальный "ортодокс" // Вопросы философии. — 2021. — № 4. — С. 146-152.
2) Васяев А. А., Адвокаты Востока : Махатма Ганди, Нельсон Мандела, Ли Куан Ю, Мухаммад Али Джинна. — Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2019 (cop. 2018). — 198 с.
3) Ганди М. К., Кто является "санатани" хинду? // Вопросы философии. — 2021. — № 4. — С. 152-156.
4) Степанянц М. Т., Судьба гандизма: почитание или забвение? // Вопросы философии. — 2019. — № 11. — С. 164-174.
5) Филимонова А.Л. Идея национальной идентичности: опыт Пакистана. Москва; Санкт-Петербург, 2013.