Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА В XX ВЕКЕ 4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА XX ВЕКА 12
2.1. Авангардизм как собирательный образ русского искусства начала XX века 12
2.2. Футуризм 14
2.3. Супрематизм 16
2.4. Соцреализм 21
2.5. Абстракционизм 25
2.6. Конструктивизм 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЛЛЮСТРАЦИИ 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
XX век в истории России был самым сложным и непредсказуемым – как в политическом и экономическом смысле, так и в плане развития культурных тенденций. Ни одна историческая эпоха не могла «похвастаться» таким многообразием художественных направлений как XX столетие.
Это было связано с нестабильной обстановкой в стране, постоянной сменой власти, выработкой новой, социалистической идеологии, которая имела как своих сторонников, так и противников в мире искусства.
Начало XX века в русской культуре было ознаменовано уникальным культурным явлением, которое стало культурной парадигмой нескольких десятилетий и не укладывалось в четкие границы ни одного художественного направления. Это явление называлось русским авангардом и проявлялось не только в искусстве в чистом виде, но и в других сферах жизни.
Авангард стал идеологией русского прогрессивного общества. В его рамках развилось огромное количество художественных направлений и течений, причем как западного, так и исключительно русского, национального характера.
Цель данной работы – провести анализ русского искусства XX века через призму социально-культурных и политических изменений в русском обществе в эту историческую эпоху.
ГЛАВА 1. РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА В XX ВЕКЕ
Социально-культурная действительность России начала ХХ века формировалась на фоне внутригосударственных противоречий, достигших своего апогея в результате постепенного перехода к индустриальному обществу. В социокультурной ситуации того времени отчетливо прослеживались две тенденции общественного развития.
С одной стороны, следствием бурного развития капиталистических отношений стал исторически объективный процесс демократизации социокультурной среды, для которого характерны [6]:
– активизация революционно-демократических сил;
– усиление роли либерального крыла в общественном движении;
– все возрастающее значение русской интеллигенции в общественной жизни России;
– разнообразное и «мозаичное» развитие русской культуры этого периода.
С другой стороны – консервативная, самодержавно-охранительная политика правительства, где одним из главных рычагов власти было образование. Развитие отечественного образования, по мнению представителей официальной педагогики, было связано с доминированием роли русского национального компонента.
По результатам переписи 1897 года, русское население Российской империи составляло 43% всего населения – оно играло роль ядра российской государственности, вокруг которого консолидировалось более ста народностей, сохранивших самобытную культуру, язык, традиции.
Сторонники самодержавия явно недооценивали трансформацию национальных отношений в условиях демократизации общественной жизни.
Россия, оставаясь в начале XX века многонациональной и многоконфессиональной страной, была вынуждена решать национальный вопрос, ставший к тому времени проблемой общегосударственной, требующей оперативного и в то же время деликатного решения.
Нарастание диспропорций в развитии между европейской частью России и ее национальными окраинами, возрождение ассимиляционных тенденций со стороны бюрократии способствовали возникновению сепаратистских тенденций, носителями которых были преимущественно национальные элиты [2].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буш М., 3амошкин А. Путь советской живописи. – М., 1933.
2. Волкова Н.В. Национальная идея в русской философии конца XIX – начала XX века // Вестник МГТУ. – 2010. – № 2.
3. Ган А. Конструктивизм. – Тверь, 1922.
4. Живопись 1920 – 1930 годов. ГРМ. Альбом. – М., 1989.
5. Лобанов М. Художественные группировки за последние 25 лет. – М., 1935.
6. Лосский Н.О. Характер русского народа. – М.: Наука, 1990.
7. Манин В. В спорах о соцреализме // Декоративное искусство. – 1988. – № 4.
8. Маца И. Советское искусство за 15 лет. – М. – Л., 1933.
9. Очерки истории советского искусства. – М., 1980.
10. Русская футуристическая книга / Под ред. Е. Ковтуна. – М., 1989.
11. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX – начала XX века. – М., 1993.
12. Северюхин Д., Лейкинд О. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932). Справочник. – Пб„ 1992.
13. Толстой А. Рубеж 20–30-х годов в истории художественной культуры. – М., 1990.
14. Федоров-Давыдов А. Русское и советское искусство. – М., 1975.
15. Энеева Н. Конструктивизм как логический метод. – Искусство. – 1988. – № 10.