Фрагмент для ознакомления
2
1. Временные рамки и отличительные черты русского Средневековья
Под термином «русское средневековье» подразумевается два с половиной столетия между татаро–монгольским завоеванием Руси (1237–1240) и установлением Московской монархии (около 1500 года).
Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны, особенностями феодальной системы, свойственным ей способом производства, с другой — конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее социального и политического строя, а также внешнеполитическими факторами.
Основу экономики этого периода составляло сельское хозяйство, главное место в котором занимали земледелие, хлебопашество со свойственными для того времени рутинностью техники, повторяемостью хозяйственных циклов. Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспечивало успех хозяйственной деятельности.
Этим объясняется такая особенность мировосприятия средневекового человека, как представление о том, что в мире ничего не меняется, все в нем только повторяется, движение совершается по замкнутому кругу. Консерватизм, господство традиции, высокий авторитет опыта прошлых поколений порождали и специфическую черту средневековой культуры — традиционализм. Эта черта проявилась во всех сферах культуры (например, роль прецедента в праве, постоянная апелляция к старине в политической жизни, что предопределило особую роль летописания, и т. п.).
Однако не следует делать вывод о полной неподвижности средневековой культуры, о ее неизменности в течение веков. Она развивалась, а в основе ее развития лежало естественное стремление человека к совершенствованию материального и духовного бытия. Но все новое, что появлялось в культуре, всегда встречалось с недоверием и поэтому зачастую было вынуждено апеллировать к старине, рядиться в одежды старого.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М., Просвещение, 1993 – 249с.
2. Денисова Ю.Ю. Древнерусская икона // Преподавание истории в школе. 1997. №1. с. 7 – 10.
3. Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей. История Предания. М., 2007. с. 11 – 14., с. 460 – 464.
4. Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. - М.: Языки русской культуры, 2010 - 272 с
5. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М., Просвещение, 2014. - 489 с.
6. Моисеева Т.В. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. - М.: «АРТ-БМБ», 2002. - 290 с.
7. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: «Лига Плюс», 2000. - 412 с.
8. Сарабьянов В.Д., Э.С. Смирнова. История древнерусской живописи. - М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007-198с.
9. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. М., 1987. – 510с
10. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М., 1989. - 380с.