Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общественные и эстетические воззрения Салтыкова-Щедрина формировались, с одной стороны, под воздействием усвоенных им в молодости идей Белинского, идей французских утопических социалистов и вообще под влиянием широких философских, литературных и социальных исканий эпохи 40-х годов, а с другой — в обстановке первого демократического подъема в России.
Литературный сверстник Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского, Щедрин был, как и они, писателем высокой эстетической культуры, и в то же время он с исключительной чуткостью воспринял революционные веяния 60-х годов, могучую идейную проповедь Чернышевского и Добролюбова, дав в своем творчестве органический синтез качеств проникновенного художника, превосходно постигавшего социальную психологию всех слоев общества, и темпераментного политического мыслителя-трибуна, всегда страстно отдававшегося борьбе, происходившей на общественной арене.
От творчества Белинского и Чернышевского Щедрин заимствует реалистическую эстетику, которую очень органично и последовательно развивает в своих работах. Рассматривая то, как активно он развивал данное направление, Щедрина можно назвать классиком русского реализма, и его вклад заключается не только непосредственно в литературных работах, Щедрин, кроме того, был и замечательным публицистом и литературным критиком, оставившим последующим поколениям очень важные размышления о литературе.
Актуальность исследования связана с необходимостью понимания влияния эстетических принципов Салтыкова-Щедрина на формирование литературного направления русского классического реализма.
Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Эстетические принципы М. Е. Салтыкова-Щедрина в статьях «Напрасные опасения» и «Уличная философия»
Своей литературно-критической деятельностью, особенно широко развернувшейся в 1863-1864 годах на страницах «Современника» и в 1868-1871 годах в «Отечественных записках», Щедрин обогатил теорию реализма и дал много нового в освещении конкретных литературных явлений [2, 10].
Очень точны его критические оценки перспектив отдельных литераторов и целых литературных направлений (реализм, натурализм, «чистое искусство», «антинигилистическая» литература). Он рассуждает о широком спектре эстетических концепций и литературно-исторических проблем.
Особенно волнуют писателя общественные задачи литературы, он придерживается позиции о том, что идейность писателя насыщает его произведения необходимым смыслом и создает особую эстетику.
Общение с жизнью «всегда было и всегда будет целью всех стремлений литературы», — говорит Щедрин. Литература не может ограничить себя только отображением настоящего, тех форм, которые «уже выработала история» [7].
Высшая задача литературы, претендующей на воспитательное значение, заключается в том, чтобы подготовлять почву будущего, разрабатывать идеалы и перспективы, выражать те стремления, которые «в данную минуту хотя и не вошли еще в сознание общества, но, тем не менее, существуют бесспорно и должны определить будущую его физиономию». Свое понимание активной роли литературы, ее общественно-воспитательных задач Щедрин выразил в замечательной формуле: «Литература и пропаганда — одно и то же» [7].
Щедрин высказывает важные мысли о том, что ценность произведения для читателя в огромной мере определяется уровнем развития писателя, в том числе, исходя из эстетических концепций Щедрина, его общественного самосознания.
В наиболее развернутом виде его эстетические принципы даны в статьях «А. В. Кольцов» (1856), о драме Писемского «Горькая судьбина» (1863), а затем в программных статьях «Напрасные опасения» (1868) и «Уличная философия» (1869).
Щедрин решительно отвергает представление о реализме как о простом умении копировать, списывать с натуры. Истинный реализм, поясняет Щедрин, не ограничивается передачей внешних признаков, он берет человека со всеми его определениями. «Везде, даже в самой ничтожной подробности, он допытывается того интимного смысла, той внутренней жизни, которые одни только и могут дать факту действительное значение и силу» [5, 47].
Статья «Уличная философия» является рассуждением над одной из частей романа Гончарова «Обрыв». Статья представляет собой одно из значительных выступлений Салтыкова в защиту революционной молодежи от так называемой «антинигилистической» критики; была отмечена цензурой в годовом обзоре как «предосудительная» и как характеризующая направление «Отечественных записок».
Ведущая мысль, которой Щедрин хочет поделиться с читателем, это принцип осознанного отношения к жизни. Автор видит, что отдельный человек в меру своего обучения, образования, житейской мудрости, может более или менее осознанно относиться к своей жизни, но при этом в массе своей толпа людей действует, опираясь на ничем не обоснованные предрассудки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Арсеньев, К.К. Русская общественная жизнь в сатире Салтыкова-Щедрина // М.Е. Салтыков-Щедрин: pro et contra. Личность и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в оценке русских мыслителей и исследователей. – СПб.: РХГА, 2013. – с. 560-569.
2. Ауэр А.П. К вопросу об эволюции поэтики М. Е. Салтыкова-щедрина // Культура и текст, № 4 (22), 2015, с. 9-13.
3. Даниленко В. П. М. Е. Салтыков-Щедрин о просветительской функции художественной литературы // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык, № 2, 2018, – с. 54-67.
4. Зубков К. Ю. Антинигилистический роман как полемический конструкт радикальной критики // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология, № 4, 2015, с. 122-140.
5. Печерская Т. И. Сюжетные клише романов о «новых людях» в контексте журнальной полемики 1860-1870-х годов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология, № 6, 2021, – с. 45-53.
6. Салтыков-Щедрин М. Е. Уличная философия (по поводу 6-й главы 5-й части романа «Обрыв»). Электронный ресурс. URL: http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/articles/saltykov-schedrin/ulichnaya-filosofiya.htm Дата обращения 02.05.2022.
7. Салтыков-Щедрин М. Е. Напрасные опасения (по поводу современной беллетристики). Электронный ресурс. URL: http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/articles/saltykov-schedrin/naprasnye-opaseniya.htm Дата обращения 02.05.2022.