Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Теоретическая часть 3
1. Технические изменения и инновации. Структура рынка, размер фирмы и ход технологических изменений (анализ Й. Шумпетера). Инновационные стратегии бизнеса. Патенты и стимулирование инноваций. Роль патентной защиты. 3
2. Естественные монополии. Регулирование естественных монополий: структурное регулирование, регулирование поведения. Ценовое регулирование. Проблемы регулирования. Ключевые ресурсы и цена доступа. Методы демонополизации отрасли с естественной монополией. 14
Практическая часть 25
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Однако не существует наилучшей для всех условий схемы, которая обеспечивала бы безотказную реализацию целей общества, — производства необходимого объема продукции с минимальными издержками. Как правило, эффективной оказывается система мер, включающая сочетание элементов частной собственности и государственного контроля посредством установления жестких правил ценообразования.
2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.
Необходимость его применения прямо детерминирована природой естественных монополий. Производимые в них товары нередко объективно ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). [1]
Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению, продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.
Также органы регулирования естественных монополий принимают решения об изменении или о прекращении регулирования в отношении конкретных субъектов естественных монополий, если отпадают установленные для этого основания, например, если открылась возможность для развития конкуренции на рынке соответствующих товаров. И подобно тому, как принятие решения о введении регулирования служит основанием для включения субъекта естественной монополии в реестр, так на основе решения о прекращении регулирования он из реестра исключается.
Вопросы, касающиеся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии, могут быть рассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов.
Далее, орган регулирования естественной монополии вправе применить только те методы регулирования, которые предусмотрены Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными федеральными законами. Решение принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии с учетом стимулирующей роли методов регулирования. [1]
При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:
- издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления; - прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);
- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки. Орган регулирования естественной монополии, при принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии, обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии.
Основной метод регулирования деятельности субъектов естественной монополии – установление цены (тарифов) или их предельного уровня. Поэтому особенно значима та информация, которая раскрывает состав издержек производства, являющихся главным фактором формирования цены товара.
Целесообразно при этом учитывать не только сложившуюся структуру и стоимость издержек производства, но и предусматривать их динамику в будущем, изменение цен на отдельные компоненты издержек (стоимость сырья и т. п.).
Занижение издержек, а значит и цены, неизбежно сделает производство товаров убыточным. Еще одна функция органов регулирования естественных монополий – внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства о естественных монополиях. Выработанные рекомендации по улучшению действующего законодательства органы регулирования естественных монополий направляют Правительству РФ. Такую же функцию, но только по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства, выполнял прежний Государственный антимонопольный комитет РФ. [2]
Рассмотренные методы регулирования применяются в соответствии с Законом «О естественных монополиях». При этом Закон не предусматривает иных способов регулирования. Более того, данные способы не всегда обязательны к применению, поскольку ими пользуются на усмотрение соответствующего органа регулирования.
Целью государственного регулирования естественных монополий является сохранение и достижение равенства интересов потребителей и субъектов естественных монополий, регулирование их функционирования посредством определенных норм поведения.
Деятельность естественной монополии в качестве отдельной от государства экономической структуры не возможна по причине огромного влияния на ежедневные общественные потребности общества в услугах, оказываемых этими субъектами. Тем не менее, в большинстве развитых
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 01.04.2022 № 52-ФЗ)
3. Басовский, Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие / Л.Е. Басовский и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 480 c.
4. Васильева Н. В. Государственное регулирование отраслевых рынков: учеб. пособие / Н. В. Васильева. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2018. - 69 с. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35582698_24500253.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
5. Поздняков, В.Я. Экономика отрасли: Учебное пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. - М.: Инфра-М, 2019. - 288 c.
6. Розанова Н. М. Теория отраслевых рынков: учеб. пособие / Н. М. Розанова. - Москва: Юрайт, 2020. - 492 с. - Текст: электронный. - URL: https://urait.ru/bcode/45006 (дата обращения: 13.05.2020)
7. Заздравных А. В. Теория отраслевых рынков: учебник / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. - Москва: Юрайт, 2020 - 288 с. - Текст: электронный. - URL:https://urait.ru/bcode/450919 (дата обращения: 13.05.2020)
8. Мишкин Фредерик С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. М.: Вильямс. 2018. - 880 с.