Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психологияэмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Наиболее проницательныеисследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных,понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальныхотношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоции питаюттворчество и отвагу. Однако до 80-х годов нашего столетия психология фактическиигнорировала эмоции. Но разве можно всерьез пытаться понять человека и еговзаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции? В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разнымиточками зрения на природу и значение эмоций. Одни исследователи полагают, что врамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия «эмоция». Некоторыеисследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие состояния,тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием тойили иной эмоции. Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуютповедение человека, что они являются основным источником психосоматическихзаболеваний Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивнуюроль в организации, мотивации и подкреплении поведения. Другие исследователиподчеркивают важность внешних, в том числе мимических, проявлений эмоций. [10, с. 76-80]
Существуетмнение, что человек может решить многие личностные проблемы, просто отказавшисьот неадекватных эмоциональных реакций, то есть, подчинив эмоции жесткомуконтролю сознания. В то же время, согласно другим представлениям, лучшимсредством в этих случаях является высвобождение эмоций для их естественноговзаимодействия с гомеостатическими процессами, драйвами когнитивными процессамии двигательными актами. У психологов, так же как у философови педагогов, нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизничеловека эмоции.
1. Анализ понятия эмоции
Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи. [3, с. 92]
моциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов: [9, с. 101]
• Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
• Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
• Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
• Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.
• Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека. [8, с. 153]
• Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
• Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
• Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.
Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова–Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско–психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 198-93.
2. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 19735. Вилюнас В.К. Психология переживаний. М.: Владос, 1990
3. Гуревич П.С., Психология, Учебное пособие — М.:Знание, 1999 г. – 304 с.
4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Учебная литература, 1997. 432 с.
5. Конспект статьи Макарушкиной М.А., Эйдман Е.В., Иванниковой В.Л. «Проблема воли в зарубежной психологии» . 38
6. Кэррол Э. Изард, Психология эмоций/ Пер. с англ. –СПб.: Питер, 2000 г. –464 с.
7. Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванникова В.Л. Проблема воли в зарубежной психологии. // Вопросы психологии, 1988, -№ 3, с. 145-151
8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.-М.: Просвящение: Владос, 1994.-576 с.
9. Психология эмоций: Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б., Гиппенрейтер. М.Просвещение, 1993.
10. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии – СПб.:Питер, 2001 г. –272 с.
11. Чудина Е.А. Представления психологов и психотерапевтов об эмоционально зрелой личности // Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй всероссийской интернет-конференции. Тамбов, 2003. С.93-97.