Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все большую остроту приобретает вопрос о роли специального обучения и воспитания в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим приобретает актуальность переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с проблемами развития.
Специальная педагогика опирается на соответствующие обще- педагогические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью, однако их реализация в системе специального образования имеет закономерное своеобразие. Собственные принципы специальной педагогики отражают важнейшие, концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Эти принципы являются специфическими для специальной педагогики.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Большой вклад в разработку принципов специального образования внесли Э. Сеген, Е. К. Грачева, В. П. Кащенко, Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко и другие.
В основе обучения и воспитания детей, как нормально развивающихся, так и с нарушением интеллекта, лежат одни и те же принципы, которые в том и другом случае реализуются по-разному. Это принципы воспитывающего и развивающего обучения, связи обучения с жизнью, научности и доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, прочности результатов обучения, коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Таким образом, актуальность определила тему исследования: «Принципы специального образования».
Цель: изучить принципы специального образования.
Задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «принцип».
2. Рассмотреть содержание и принципы специального образования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты принципов специального образования
1.1. Сущность понятия «принцип»
Принципы - это система наиболее общих, существенных и устой-чивых требований, которые определяют характер и особенности ор-ганизации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными по-требностями.
Специальная педагогика опирается на соответствующие общепедагогические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью, однако их реализация в системе специального образования имеет закономерное своеобразие.
Собственные принципы специальной педагогики отражают важнейшие, концепту¬альные положения специального образования лиц с особыми образо¬вательными потребностями.
Л. С. Выготский считал, что «специальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию...», а преодоление социальной недостаточности - важнейший компонент общеразвивающей и коррекционной работы. Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта определяют суть и значение реабилитации средствами образования.
В основу коррекционно-педагогической работы с детьми имеющими отклонения в развитии, положено фундаментальное поло¬жение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно¬ логического.
Каждый ребенок имеет право на обучение. Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат. Этот принцип поддерживается знаниями об уровне современного развития педагогических возможностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии: [Текст] учебник / Е.Ю.Азбукина, Е.Н.Михайлова. – М. : ИНФРА-М, 2021. – 396 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] : В 6-ти т. Основы дефектологии / Л.С.Выготский // Под ред. Т.А.Власовой. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
3. Гудкова, Т. В.Основы специальной педагогики и психологии : учебное посо¬бие / Т. В. Гудкова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007 - 188 с.
4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
5. Специальная педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / [Л.В.Кузнецова, Л.В.Мардахаев, Д.И.Чемоданова и др.] ; под ред. Л.В.Мардахаева, Е.А.Орловой. -М. : Юрайт, 2018. - 448 с.
6. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.
7. Яруллин, И.Ф. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] : Краткий конспект лекций / Яруллин И.Ф. – Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. – 136 с.