Фрагмент для ознакомления
2
1. Организация взимания платежей в бюджет
Бюджетная политика обеспечения и регулирования приоритетов дальнейшего развития общества должна учитывать соответствующую переориентацию экономики на преимущественно эндогенные факторы экономического роста, учитывая евроинтеграционные процессы. Основные направления бюджетной политики должны формироваться с четким выделением приоритетов, на основе комплексного подхода с учетом выявленных проблем и анализа внутренних и внешних факторов, определяющих процессы развития общества.
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, зачисляемые в бюджет согласно положениям Бюджетного кодекса РФ [1] (далее – БК РФ).
Если рассматривать доходы федерального бюджета с материальной точки зрения, то они имеют денежную форму. Как указывала Шевелева Н.А., для федерального бюджета оптимальной является денежная форма зачисления средств, т.к. в этом случае потребности публичных образований удовлетворяются в максимальной степени [3, с. 77].
В научной литературе доходы федерального бюджета приравнивают к смежным категориям, например к доходной части бюджета. В рамках данной теории Пауль А.Г. считает, что доходная часть федерального бюджета – это планируемые поступления доходов в бюджет, т.е. финансовый план.
Для того чтобы доходы поступили в федеральный бюджет нужно вывести часть сформированного национального дохода в пользу государства. В этих условиях образуются финансовые взаимодействия между населением, организациями и государством. Проявлением этих отношений являются различные виды платежей, осуществляемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами в бюджет, которые выплачиваются безвозмездно и безвозвратно в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, применимым к государственным органам, и служат для защиты их функций.
К доходам федерального бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, а так же нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. В доходах федерального бюджета указываются поступления доходов по источникам.
С целью повышения обоснованности принимаемых управленческих решений важным является осуществление комплексной оценки последствий предполагаемых и проводимых мероприятий бюджетно-налоговой политики. Повышению предсказуемости налоговой нагрузки, стабильности формирования доходов федерального бюджета будет способствовать определения бюджетных параметров на среднесрочную перспективу.
В условиях функционирующей рыночной экономики существует два подходы к управлению публичными финансами.
Первый подход, так называемый бюджетный заключается в том, что формирование доходов происходит за счет налоговых поступлений. Через налоги государство обязывает население и организации участвовать в финансировании его расходов, ограничивая при этом их права на получаемую ими прибыль, присваивая себе некоторую, официально устанавливаемую законом, ее часть. Именно с помощью этого метода формируется большая часть федерального бюджета (около 80% всех бюджетных средств).
Вторым подход является кредитный, который предполагает, что дефицит федерального бюджета финансируется за счёт государственных займов, в основном путем выпуска государственных ценных бумаг. К этому методу формирования государственных финансов относится и государственный кредит, к которому государство прибегает в ситуации возникновения бюджетного дефицита. Чаще всего государственный кредит реализуется в форме, когда страна является заемщиком. В редких случаях государства выдает кредиты и займы юридическим и физическим лицам как кредитор. Структура доходов федерального бюджета включает в себя налоговые поступления, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления (рисунок 1) [1].
Рисунок 1 – Структура доходов федерального бюджета
Далее подробнее рассмотрим классификацию доходов федерального бюджета. В частности налоговые доходы формируются согласно статье 13 НК РФ [2].
Исследуя налоговые доходы, необходимо обратиться к части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 1 июля 1998 года N 146-ФЗ в редакции от 01.04.2020, который устанавливает перечень следующих федеральных налогов:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 23.112020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901714421.
3. Бюджетная система России : опыт и перспективы правового регулирования в период соц.-экон. реформ : [монография] / Н. А. Шевелева. СПб. : Изд Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2020. 355 с.
4. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ach.gov.ru/reports/report_2021#budget.
5. Пинчукова О.Н. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации // Инновационная наука. – 2022. – № 3. – С. 40-42.
6. Пирогова Т.В. Эффективность муниципальных расходов и качество работы местных органов власти в контексте интересов гражданского общества // Уровень жизни населения регионов России. – 2021. – № 4 (210). – С. 32-41.