Фрагмент для ознакомления
2
1. Характеристика одного из этапов речевого онтогенеза.
Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А. А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий».
1-й — подготовительный (с момента рождения до года);
2-й — преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й — школьный (от 7 до 17 лет).
Рассмотрим более подробно дошкольный период, который происходит в возрасте от 3 до 7 лет.
Дошкольный этап «речевого онтогенеза» характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи; в структуре складывающейся в этот период языковой способности постепенно формируются навыки словообразования. Процесс усвоения языка протекает столь динамично, что после 3-х лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот... который и т. д.), а активный словарь детей достигает 3-4-х тысяч слов.
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего 1—2 раза поправить ребенка, дать образец правильного произношения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении слова, как ребенок достаточно быстро введет это новое слово в свою самостоятельную речь...
2. Критические периоды в развитии речевой функции у детей
Критический период Что формируется Какие проблемы могут возникнуть Возможные отклонения
Первый (1—2 года жизни) формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка. Задержка речевого развития, недоразвитие речи
3. Последовательность и закономерности появления в речи ребенка звуков родного языка.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н.Гвоздев прослеживает последовательность появления различных явлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов: речь ребенок дислалия произношение
• - период различных частей речи;
• - период словосочетаний;
• - период разных видов предложений.
Г.Л.Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи у детей:
4. Составить конспект работы Жинкина Н.И. «Механизмы речи».
Конспект работы Жинкина Н.И. «Механизмы речи».
Термин «механизмы речи» можно понимать в очень широком смысле, имея, например, в виду все то, что обычно подводится под введенное И. П.
Павловым понятие — «вторая сигнальная система». Однако, если автор не ставит задачу дать общий обзор избранного вопроса в целом, а в контексте современных знаний излагает свои собственные исследования, публикует новый фактический материал и предлагает в связи с этим некоторые гипотезы и концепции, он вынужден ограничить область изучаемого предмета.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы для глоссария:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
2. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. — С. 179
5. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопедов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 239 с.
6. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
7. Дегтярёва Ю.Р. Понятие "словарный запас" в литературе. [Электронный ресурс] // Продленка: образовательный портал, 2016. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227318-ponjatie-slovarnyj-zapas-v-literature (дата обращения: 30.05.2022).
7. Краткий педагогический словарь: Учебноесправочное пособие / Анд-реева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. — М.: В.Секачев, 2005.
9. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.— М.: Просвещение, 1984. — 256с.
10. Медведев А.М., Жуланова И.В. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции//Мирнауки. Педагогика и психология, 2021.
11. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О. И. Матьяш, В. М. Погольша, Н. В. Казаринова, С. Биби, Ж. В. Зарицкая. Под науч. Ред. О. И. Матьяш. — СПб. : речь, 2011. — 560 с.
12. Мельник Г.В. Общее недоразвитие речи. [Электронный ресурс] //Дефектология Проф: Московский институт коррекционной педагогики, 2020. URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/obshhee_nedorazvitie_rechi/ (дата обращения: 30.05.2022)
13. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. — М.: Просвещение, 1974 г. —144 с
14. Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русскогоязыка, 2010 г
15. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. —323 с.
16. Субъект и объект практического мышления. Коллективная монография / Под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова. — Ярославль: Ремдер, 2004. — 320 с.
17. Тютькова А.И. Педагогический тезаурус. – М.: В. Секачев, 2016. — 160 с.
18. Щитова О.Г. Теория языка. Грамматика: учебное пособие / О.Г. Щитова, А.Г. Щитов; Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. —116 с.
19 . Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984. — 80 с.
20. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. — М, 1937. — 123 с.